Страхование железнодорожного транспорта. Страхование средств железнодорожного транспорта Страхование на ж д транспорте

Прикамский социальный институт


По дисциплине: « Страхование»

На тему: «Страхование средств железнодорожного транспорта»


Выполнила: студентка 3 курса

очно-заочного отделения

финансово-экономического факультета

Специальности «Менеджмент организации»



Введение

Страхование железнодорожного транспорта

Особенности страховых покрытий на железной дороге

Страхование железнодорожного подвижного состава

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений. Оно относится к финансовым отношениям, связанным с выполнением специфических функций в экономике. Для развития обособленных с точки зрения владения определенными видами собственности хозяйственно независимых субъектов в рыночной экономике (хозяйственных обществ и товариществ, предприятий, частных производителей, граждан) требуется наличие в системе экономических отношений специализированной системы перераспределительных отношений, позволяющей обеспечивать непрерывность хозяйственной деятельности таких субъектов путем предоставления им страховой защиты при наступлении неблагоприятных событий.

Страхование осуществляется в случаях, когда вероятность наступления рисков может быть оценена и существует определенные финансовые гарантии со стороны страховщиков о компенсации ущерба.

Страховая деятельность связана с обеспечением страховой защиты носителей имущественных интересов-страхователей - путем перераспределения связанных с их деятельностью страховых рисков. Такое перераспределение возможно только в отношении рисков - случайных событий, - наступление которых влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и юридических лиц и характеризуется одновременно случайностью и вероятностью их наступления.

Страхование средств железнодорожного транспорта является важной задачей любого государства. Для того чтобы обеспечить безопасность и надежность выполнения эксплуатационных работ железной дороги необходимо осуществлять интересы страхователя.

Страхование средств железнодорожного транспорта включает не только личный состав работников, локомотивные и поездные бригады, но и железнодорожный подвижной состав, который включает большую ветвь страховых объектов.


Страхование железнодорожного транспорта


Железнодорожный транспорт относится к самым безопасным видам транспорта в мире, но в России ежегодно на сети железных дорог происходит 180-190 тыс. отказов, из них 65% случаев относится к рельсовым цепям, около 20% - к нарушениям технологии обслуживания устройств, низкой конструктивной надежности, низкому качеству изготовления аппаратуры и механизмов на заводах, около 15% - к нарушениям электроснабжения.

На дорогах России ежегодно происходит 10 тыс. случаев закрытия основных средств регулирования движения поездов, 25 тыс. перекрытий светофоров. Важность организаций страховой защиты подчеркивается масштабностью имущества и объемами перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60 % общей железнодорожной сети или 87,5 тыс.км. При этом следует учитывать двухпутные, наиболее грузонапряженные участки железнодорожных линий. На всем протяжении путей имеется более 30 тыс. мостов и путепроводов, большое количество туннелей, виадуков и других искусственных сооружений. Протяженность электрифицированных железнодорожных линий составляет 38, 4 тыс. км., или 43,8 % эксплутационных длины пути. На железных дорогах России свыше 9500 станций.


Особенности страховых покрытий на железной дороге


Страхование транспортного процесса на железной дороге по всем его составляющим технологическим элементам призвано обеспечить его стабильное функционирование. Технологически производство разделяется на начально-конечные и движенческие операции. Деление транспортного процесса создает основу для аналогичного деления и страховых процессов, а именно на страхование в начально-конечных пунктах маршрута и страхование движенческих операций транспортного процесса.

Специфика страхования на транспорте обусловлена именно движенческим характером транспортного процесса. С ней связано большинство рисков железнодорожного транспорта.

Страховые процессы в начально-конечных пунктах транспортировки имеют некоторую специфику. Одной из особенностей реализации страховой защиты в начально-конечных и промежуточных пунктах маршрута становится ее организация при условии, что они являются таможенными пунктами стран, между которыми осуществляется процесс транспортировки грузов и пассажиров.

Другая особенность страхования в начально-конечных и промежуточных пунктах транспортировки - это обеспечение страховой защитой гражданской ответственности операторов, организующих движение подвижного состава соответствующих видов транспорта, осуществляющих движенческие операции и проводящих технический контроль подвижного состава при его нахождении в данном пункте. К таким видам страхования относится страхование гражданской ответственности диспетчерского и технического состава железнодорожного транспорта, обеспечивающего контроль за безопасным продвижением по путям железнодорожных составов.


Страхование железнодорожного подвижного состава


Страхование железнодорожного подвижного состава выгодно страхователю (собственнику или арендатору состава), так как необходимо обезопасить себя от случайных бед, происходящих на железнодорожном транспорте.

Объектами страхования в том виде страхования являются существенные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом. Страхование производится на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава. В связи с этим страхованию подлежат:

§тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, турбопоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы);

§вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, скрытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).

По данному виду страхования предлагается заключение договоров страхования железнодорожного подвижного состава сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава).

Действие договора распространяется, как правило, на территорию Российской Федерации. По согласованию со страховщиком страховая защита по договору страхования может также предоставляться на территориях стран-членов СНГ и дальнего зарубежья с уплатой стразовой премии по повышенному тарифу. По заключаемым договорам страхования страховая компания «АСКО-Москва», например, предоставляет защиту от рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава (его единиц), наступивших в результате:

§крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездках) так и при маневровой работе);

§пожара, взрыва;

§стихийных бедствий (наводнения, бури, урагана, ливня, землетрясения, обвала, оползня, снегопада, удара молнии, смерча, града);

§противоправных действий третьих лиц.

Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.

Указанные стразовые риски означают следующее.

Повреждение - нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц. При повреждении состава возможно восстановление, исправление или ремонт.

Уничтожение - приведение застрахованного подвижного состава в полную негодность, в результате чего он не может быть использован в соответствии со своим назначением и подлежит списанию.

По согласованию сторон на особых условиях по повышенному тарифу страховщик может предоставить страхователю страховую защиту от риска утраты железнодорожного подвижного состава.

Утрата - полная невозможность установления местонахождения вагона (длительное безвестное отсутствие вагона, которое принято считать за его полную действительную гибель).

Не являются страховыми случаями повреждение, уничтожение или утрата железнодорожного подвижного состава, явившиеся следствием:

§горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменений других качественных характеристик, если не произошло распространение горения;

§коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара за пределы аппарата, агрегата, механизма;

§повреждения подвижного состава перевозимым грузом;

§воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

§гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

§изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов;

§в случае самовольного занятия подвижного состава железной дорогой для перевозки грузов других отправителей;

§других случаев, относимых законодательными актами к перечню оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату.

Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть согласно Правилам страхования ниже 40 процентов стоимости единицы нового подвижного состава.

Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действительной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава.

По каждой единице подвижного состава страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но она не может быть более действительной стоимости единицы подвижного состава на момент заключения договоров страхования. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.

Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обуславливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т.п.) и определяется при заключении договора страхования.

Если в период действия договора страхования произошло повышение цен на железнодорожный подвижной состав, страхователь по согласованию со страховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхового взноса за оставшийся срок действия договора страхования.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. Для его заключения страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:

§технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава;

§распоряжение на право курсирования по сети железных дорог;

§акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава;

§свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов;

§договор аренды (для арендатора);

§выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением.

В отдельных случаях может потребоваться справка о балансовой стоимости страхуемого железнодорожного подвижного состава. При заключении договора страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.

При сроке действия договора страхования не менее одного года страхователю может быть предоставлена льгота, если он не обращался за получением страхового возмещения.

Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором страхования:

§при повреждении железнодорожного подвижного состава из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей, принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;

§при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования или утилизации.

В калькуляцию включаются только те расходы, которые вызваны страховым случаем. При составлении калькуляции учитываются цены на запасные части и тарифы на ремонтные работы, действовавшие на момент страхового случая.

Если на момент страхового случая страховая сумма окажется меньше стоимости застрахованного подвижного состава страхователя, сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.

Если в процессе ремонта подвижного состава обнаружены дополнительные повреждения, связанные со страховым случаем, страхователь вправе обратиться к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения за эти повреждения. В этом случае страховщик определяет размер ущерба и выплачивает страховое возмещение согласно дополнительной калькуляции.

В калькуляцию не включаются:

oстоимость технического обслуживания, деповского и заводского ремонта подвижного состава;

oстоимость работ, связанных с реконструкцией или переоборудованием подвижного состава, ремонтом или заменой его отдельных частей, деталей и принадлежностей из-за изношенности, технического брака и т.п.;

страхование железнодорожный транспорт

oстоимость замены (вместо ремонта) тех или иных узлов и агрегатов в сборе из-за отсутствия в ремонтных предприятиях необходимых запасных частей, деталей для ремонта этих узлов агрегатов.

Если единица застрахованного подвижного состава (например, вагон) утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед выплатой составляется договор, по которому страхователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона возвратить страховое возмещение в установленной договором срок. При переоформлении застрахованного вагона в собственность страховщика расходы обе стороны несут поровну.

Заявление о выплате и все необходимые документы при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате.

Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы:

oв случае пожара - справку органов пожарного надзора, калькуляции, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта Министерства путей сообщения;

oв случае крушения, аварии, столкновения или схода - заверенную копию акта МПС, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта;

oв случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц - справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта МПС;

oв случае утраты вагонов или его частей - копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона).

В выплате страхового возмещения может быть отказано, если:

oуничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами;

oстрахователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером;

oущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшем чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица);

oущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог;

oпри утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимые документы;

oсобытия произошли до начала или после окончания срока действия договора страхования;

oстрахователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.

Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования, и принимает решения о признания случае страховым, о чем составляется страховой акт, либо представляет страхователю мотивированный отказ.


Заключение


Страхование средств железнодорожного транспорта - один из видов транспортного страхования, особенность которого заключается в масштабности и специфике страхования.

В настоящее время многие российские предприятия понимают важность страхования средств железнодорожного транспорта для успешного развития не только промышленности, но и любой инфраструктуры.

Страховая политика позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы не только внутри производства, но и для изучения развития производительных сил страны.

В данном реферате были приведены основные составляющие страхования железнодорожной системы, необходимые элементы в организации процесса страхования, а также основные направления и ориентиры работы по страхованию некоторых средств железнодорожного транспорта.


Список использованной литературы:


1.Исследование динамики транспортных систем. Под ред.К.В. Фролова. - М; « Транспорт», 2000 -560 с.

Методы при исследовании динамики транспортных систем. Под ред.К.В. Фролова. - М; « Транспорт», 1995 -560 с.

Орланюк - Малицкая Л.А. Страхование.- М.:2000. - 349 с.

4.Ряузова Н.Н. и др. Железнодорожный транспорт. М.1998. - 153с.

5.Саркисов С.Э. Страхование. - М.: 1999 - 401 с.

Специфика ж-дорожного транспорта. Уч. пособие д/вузов. /П.П. Маслов, В.И. Рябинкин, Г.В. Дарков. - М.:Статистика,1999 - 280 с.

7.Страховые резервы железнодорожного транспорта./Учебник для вузов ж.-д. тр./Т.И. Козлов, О.Е. Михненко и др. - М.: транспорт,1991 - 431 с.

8.Томилин В.Н. - Юн.:2000 - 168 с.

9.Федорова Н.О. Страхование. - М.: 2003 - 206 с.

10.ЮлдашевР.Т., Тронин Ю.Н. Российское страхование: систематический анализ понятий и методология фин.менеджмента. - М.:АНКИЛ,2000 - 448 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Страхование в этой сфере позволяет защитить различные транспортные средства и оградить себя от опасностей, возникающих на суше, в море и в воздухе.

Следует отметить такие виды транспортного страхования в зависимости от разновидностей существующих ТС:

  • автомобильное;
  • железнодорожное;
  • водное;
  • воздушное.

Объектами такого страхования могут быть грузы и непосредственно конструктивные части транспортных средств. КАСКО является добровольным страхованием ТС и отнесенного к ним по договору оборудования.

Карго распространяет защиту и на груз, который находится на корабле, машине или поезде во время их маршрутного следования или остановки.

Какие имеет особенности

Говорить о том, что и карго это только два единственных направления в транспортном страховании было бы неуместно.

Ведь можно застраховаться фрахт, комиссию, куртаж и прочий интерес агента, а также договор денежного займа для покупки ТС.

Суммы страхования по договорам отвечают их реальной рыночной стоимости и не могут быть завышены. Если это правило будет не соблюдено, любое страховое соглашение можно признать недействительным.

Возникающие убытки по аварии любого ТС распределяются равномерно между страховыми объектами пропорционально их стоимости.

Убытки по частной аварии страхуются отдельно. Они не связаны с общей опасностью, которой подвергаются объекты страхования. Такие убытки несут потерпевшие и виновники аварии.

Страхование КАРГО не уступает в популярности КАСКО. Защитить можно не только судно или автомобиль, но и груз, перевозимый на нем. Страхователями могут быть юридические и физические лица, которые являются грузоотправителями или грузополучателями.

Страховая сумма по КАРГО не может превышать действительной стоимости груза. Объект страхования принимается под защиту в том количестве, которое отвечает сумме, указанной в договоре. Цена груза определяется по перевозочным документам.

Определенную специфику имеет страхование контейнеров. Они используются для перевозки грузов или хранения продукции, поэтому не могут быть застрахованы по карго.

Страхование обычно осуществляется по специальным договорам, которые формируются на базе английских стандартных условий. Страхование контейнеров может предусматривать защиту ото всех рисков или же от их части.

В первом случае страховка защищает от всех потерь, но повреждения устраняются в зависимости от установленных страховых лимитов.

Если говорить о страховании с точки зрения существующих видов транспортных средств, то наиболее важным в этой сфере является страхование автомобилей. Именно такой транспорт является неотъемлемой частью большинства сфер предпринимательской деятельности.

При страховании автотранспортных средств существует много практических возможностей внедрения выбранного страхователем механизма защиты.

Например, по КАСКО можно застраховать свою машину по таким комбинациям рисков:

  • повреждение, гибель, хищение имущества+гражданская ответственность;
  • гибель+угон автомобиля;
  • хищение автомобиля+расширение рамок гражданской ответственности.

Невозможно застраховаться только от риска хищения или угона автомобиля, а все остальное на практике воплотить довольно просто.

Условия договора

Все договоры в системе транспортного страхования имеют простую письменную форму. Заключение соглашения ознаменовывается или получением экземпляра договора или вручением страхового свидетельства. Стороны договора неизменны: страховщик, страхователь, выгодоприобретатель.

При оформлении КАСКО страхователями будут владельцы, распорядители или обладатели транспортного средства.

При оформлении полиса КАРГО страхователями будут считаться владельцы груза, в том числе это грузоотправители и грузополучатели.

Выгодоприобретателями по договору станут все те лица, в пользу которых страхователь будет оформлять полис.

Существенными условиями договора транспортного страхования являются:

  • предмет (имущественные интересы страхователя);
  • страховой случай, комплекс рисков;
  • страховая сумма;
  • размер и порядок внесения страховых взносов;
  • срок действия договора;
  • другие условия.

В договоре страхования обязательно будут обозначены права и обязанности сторон, а также исключения из страховых случаев.

Страховое соглашение будет также вмещать информацию о том, когда ответственность относительно выплаты страховой компенсации снимается со страховщика и порядок расторжения договора.

Выплата страхового возмещения всегда проводится в рамках существующей суммы страхования и пропорционально нанесенным убыткам.

Договора в сфере страхования транспорта обычно заключаются на срок, не превышающий одного года. Страховые взносы можно вносить разово или распределив по равным частям два – три раза в год.

Страхование железнодородного транспорта

Железнодорожный транспорт сегодня по праву является наиболее выгодным для перевозки пассажиров и грузов. Он неимоверно безопасный и дешевый, поэтому и является ценным активом, неотъемлемой составляющей современного предпринимательства.

Повреждение или утрата железнодорожного состава может стать настоящим финансовым потрясением для любой компании.

Страхование железнодорожного транспорта является эффективным инструментом противодействия рискам, которым он подвергается и возможностью избежать финансового коллапса при повреждении или гибели транспортной единицы.

Застраховаться можно от потери, повреждения или полной гибели передвижного состава, которые возникли в результате:

  • пожара, взрыва;
  • падения летальных аппаратов или их частей;
  • стихийного явления;
  • противоправных действий третьих лиц;
  • катастроф, арий и прочих инцидентов.

Защитить можно не только сам передвижной состав, но и груз, который подлежит перевозке по железнодорожным сообщениям.

Правила

Страхование железнодорожного транспорта проводится на договорной основе. Страхователь подает заявление на оформление страховки. Кроме его, сторонами контракта будут страховщик и выгодоприобретатели.

При составлении страхового соглашения заявитель обязан предоставить всю известную достоверную информацию об объекте гарантированной защиты.

Предметом страхового соглашения являются имущественные интересы страховщика. На страхование принимается технически исправный ЖТ, зарегистрированный в определенном законом порядке.

Защитить можно следующее имущество:

  • единицы передвижного состава;
  • единицы тягового передвижного состава;
  • железнодорожные контейнеры всех видов;
  • дополнительное оборудование, которое является частью ЖС;
  • отремонтированные или обновленные единицы передвижного состава или дополнительного оборудования.

К передвижному составу относят:

  • вагоны и полувагоны;
  • платформы;
  • цистерны;
  • рефрижераторы и прочее.

К тяговому передвижному составу относят:

  • электровозы;
  • тепловозы;
  • паровозы;
  • электрички;
  • дизельные поезда;
  • газотурбовозы и другие ТС, которые могут автономно передвигаться.

В договоре гарантированной защиты жд транспорта обязательно указываются риски, и страховые случаи, при возникновении которых будет выплачиваться компенсация.

Страховщик покрывает расходы по фактическому ущербу, а в определенных случаях и дополнительные траты, которые были спровоцированы страховым инцидентом.

Степень риска по договору может быть изменена. Это обстоятельство чаще всего влечет за собой увеличение размера страховых платежей. При смене степени страхового риска составляется дополнительное соглашение, которое подписывается сторонами.

Страховое соглашение может действовать на территории всей РФ, а также в странах, которые укажет страхователь в основном документе.

Срок действия страхового соглашения может разделять на отдельные периоды. Периодом является часть гарантийного срока, на протяжении которого действует полис. Максимальный период практически никогда не превышает 12 месяцев.

Страховое соглашение в отношении единицы железнодорожного транспорта или груза, который им перевозится, может быть заключено на срок:

  • менее 1 года;
  • 12 месяцев;
  • больше 1 года.

Контакт вступает в силу с момента уплаты первого страхового платежа. Отдельно необходимо сказать и о сумме страхования. Она устанавливается на базе рыночной стоимости объекта страхования и не может ее превышать.

Страховые суммы устанавливаются отдельно по каждому объекту страхования. Компенсационным лимитом будет та сумма, которую укажут стороны в договоре.

Лимит страхования может быть установлен:

  • по каждому риску;
  • по каждому страховому инциденту;
  • по первому страховому случаю;
  • согласно гарантийному договору.

Страховая сумма не является константой и может быть изменена на протяжении всего срока действия договора по желанию страхователя.

Страховая премия по договору будет зависеть от тарифов, которые базируются на:

  • рыночной стоимости ТС;
  • территории действия страхового договора;
  • срока страхования;
  • факторов, предопределяющих степень риска.

Страхователь может выплатить всю премию единожды или рассрочить платежи на два или три полупериода в рамках одного периода.

По договору страхования железнодорожных ТС может быть предусмотрена франшиза. Она устанавливается в отношении отдельных рисков, а также по всей рисковой группе.

Грузовой транспорт

Собственниками грузового транспорта чаще всего являются юридические лица, реже – ИП, физические лица. Но все при этом заинтересованы в сохранности своего имущества.

Транспорт такого типа предназначается для получения прибыли и оказания услуг, а его простой обычно выливается в большие суммы упущенной выгоды.

Для владельцев грузовых транспортных средств обращение к страховщикам является обязательным условием сохранности их имущества.

Грузовые транспортные средства подлежат обязательно страхованию по ОСАГО, а также могут быть застрахованы полисом КАСКО.

Тарифы ОСАГО определены государством, тогда как по КАСКО они будут индивидуальными для каждой отдельной единицы транспорта.

Особенность оформления КАСКО для грузовых транспортных средств в том, что страховщики устанавливают тарифные ставки в отношении к ним более лояльные, чем к легковым автомобилям. Это связано с тем, что грузовой транспорт является дорогим удовольствием, который реже легкового подвергается рискам.

При определении страховых тарифов большое значение имеют опыт водителя, техническое состояние ТС и безаварийность вождения.

Большинство владельцев предпочитает защищать себя от угона спецтехники. Дело в том, что некоторые виды грузовых автомобилей не являются даже участниками дорожного движения, поэтому риски ДТП практически нулевые в этом случае.

В страховом соглашении относительно защиты грузового транспорта обычно фигурирует франшиза, которая устанавливается в выгодном для обеих сторон размере.

Страховщик при этом не платит компенсацию, если ущерб был нанесен в незначительном размере, а страхователь проводит ремонтно-восстановительные мероприятия своими силами.

В таких случаях его основной интерес касается того, как избежать простоя спецтехники, поэтому самостоятельная починка оправдывает убытки от простоя.

Страхование транспортных средств является разновидностью имущественного страхования. Оно включает в себя гарантированную защиту от убытков по авариям и несчастным случаям в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта.

Страхование транспортных средств осуществляется на обязательной и добровольной основе и дает возможность защитить не только само ТС и его конструктивные части, но также и транспортируемый груз.

Видео: Виды страхования автотранспортных средств

Страхование транспортного процесса на железной дороге по всем его составляющим технологическим элементам призвано обеспечить его стабильное функционирование. Технологически производство разделяется на начально-конечные и движенческие операции. Деление транспортного процесса создает основу для аналогичного деления и страховых процессов, а именно на страхование в начально-конечных пунктах маршрута и страхование движенческих операций транспортного процесса.

Специфика страхования на транспорте обусловлена именно движенческим характером транспортного процесса. С ней связано большинство рисков железнодорожного транспорта.

Страховые процессы в начально-конечных пунктах транспортировки имеют некоторую специфику. Одной из особенностей реализации страховой защиты в начально-конечных и промежуточных пунктах маршрута становится ее организация при условии, что они являются таможенными пунктами стран, между которыми осуществляется процесс транспортировки грузов и пассажиров.

Другая особенность страхования в начально-конечных и промежуточных пунктах транспортировки - это обеспечение страховой защитой гражданской ответственности операторов, организующих движение подвижного состава соответствующих видов транспорта, осуществляющих движенческие операции и проводящих технический контроль подвижного состава при его нахождении в данном пункте. К таким видам страхования относится страхование гражданской ответственности диспетчерского и технического состава железнодорожного транспорта, обеспечивающего контроль за безопасным продвижением по путям железнодорожных составов.

Страхование железнодорожного подвижного состава

Страхование железнодорожного подвижного состава выгодно страхователю (собственнику или арендатору состава), так как необходимо обезопасить себя от случайных бед, происходящих на железнодорожном транспорте.

Объектами страхования в том виде страхования являются существенные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом. Страхование производится на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава. В связи с этим страхованию подлежат:

§ тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, турбопоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы);

§ вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, скрытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).

По данному виду страхования предлагается заключение договоров страхования железнодорожного подвижного состава сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава).

Действие договора распространяется, как правило, на территорию Российской Федерации. По согласованию со страховщиком страховая защита по договору страхования может также предоставляться на территориях стран-членов СНГ и дальнего зарубежья с уплатой стразовой премии по повышенному тарифу. По заключаемым договорам страхования страховая компания «АСКО-Москва», например, предоставляет защиту от рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава (его единиц), наступивших в результате:

§ крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездках) так и при маневровой работе);

§ пожара, взрыва;

§ стихийных бедствий (наводнения, бури, урагана, ливня, землетрясения, обвала, оползня, снегопада, удара молнии, смерча, града);

§ противоправных действий третьих лиц.

Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.

Указанные стразовые риски означают следующее.

Повреждение - нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц. При повреждении состава возможно восстановление, исправление или ремонт.

Уничтожение - приведение застрахованного подвижного состава в полную негодность, в результате чего он не может быть использован в соответствии со своим назначением и подлежит списанию.

По согласованию сторон на особых условиях по повышенному тарифу страховщик может предоставить страхователю страховую защиту от риска утраты железнодорожного подвижного состава.

Утрата - полная невозможность установления местонахождения вагона (длительное безвестное отсутствие вагона, которое принято считать за его полную действительную гибель).

Не являются страховыми случаями повреждение, уничтожение или утрата железнодорожного подвижного состава, явившиеся следствием:

§ горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменений других качественных характеристик, если не произошло распространение горения;

§ коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара за пределы аппарата, агрегата, механизма;

§ повреждения подвижного состава перевозимым грузом;

§ воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

§ гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

§ изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов;

§ в случае самовольного занятия подвижного состава железной дорогой для перевозки грузов других отправителей;

§ других случаев, относимых законодательными актами к перечню оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату.

Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть согласно Правилам страхования ниже 40 процентов стоимости единицы нового подвижного состава.

Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действительной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава.

По каждой единице подвижного состава страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но она не может быть более действительной стоимости единицы подвижного состава на момент заключения договоров страхования. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.

Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обуславливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т.п.) и определяется при заключении договора страхования.

Если в период действия договора страхования произошло повышение цен на железнодорожный подвижной состав, страхователь по согласованию со страховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхового взноса за оставшийся срок действия договора страхования.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. Для его заключения страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:

§ технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава;

§ распоряжение на право курсирования по сети железных дорог;

§ акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава;

§ свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов;

§ договор аренды (для арендатора);

§ выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением.

В отдельных случаях может потребоваться справка о балансовой стоимости страхуемого железнодорожного подвижного состава. При заключении договора страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.

При сроке действия договора страхования не менее одного года страхователю может быть предоставлена льгота, если он не обращался за получением страхового возмещения.

Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором страхования:

§ при повреждении железнодорожного подвижного состава из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей, принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;

§ при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования или утилизации.

В калькуляцию включаются только те расходы, которые вызваны страховым случаем. При составлении калькуляции учитываются цены на запасные части и тарифы на ремонтные работы, действовавшие на момент страхового случая.

Если на момент страхового случая страховая сумма окажется меньше стоимости застрахованного подвижного состава страхователя, сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.

Если в процессе ремонта подвижного состава обнаружены дополнительные повреждения, связанные со страховым случаем, страхователь вправе обратиться к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения за эти повреждения. В этом случае страховщик определяет размер ущерба и выплачивает страховое возмещение согласно дополнительной калькуляции.

В калькуляцию не включаются:

o стоимость технического обслуживания, деповского и заводского ремонта подвижного состава;

o стоимость работ, связанных с реконструкцией или переоборудованием подвижного состава, ремонтом или заменой его отдельных частей, деталей и принадлежностей из-за изношенности, технического брака и т.п.;

страхование железнодорожный транспорт

o стоимость замены (вместо ремонта) тех или иных узлов и агрегатов в сборе из-за отсутствия в ремонтных предприятиях необходимых запасных частей, деталей для ремонта этих узлов агрегатов.

Если единица застрахованного подвижного состава (например, вагон) утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед выплатой составляется договор, по которому страхователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона возвратить страховое возмещение в установленной договором срок. При переоформлении застрахованного вагона в собственность страховщика расходы обе стороны несут поровну.

Заявление о выплате и все необходимые документы при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате.

Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы:

o в случае пожара - справку органов пожарного надзора, калькуляции, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта Министерства путей сообщения;

o в случае крушения, аварии, столкновения или схода - заверенную копию акта МПС, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта;

o в случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц - справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта МПС;

o в случае утраты вагонов или его частей - копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона).

В выплате страхового возмещения может быть отказано, если:

o уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами;

o страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером;

o ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшем чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица);

o страхователь или его представитель нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка не предусмотренным грузом превышения норм загрузки подвижного состава);

o ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог;

o при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимые документы;

o события произошли до начала или после окончания срока действия договора страхования;

o страхователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.

Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования, и принимает решения о признания случае страховым, о чем составляется страховой акт, либо представляет страхователю мотивированный отказ.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Страхование железнодорожного транспорта

Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна.

Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие факторов не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическоелицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Обьект страхования

Объектом страхования является железнодорожный транспорт (подвижной состав) эксплуатируемый на территории Украины и других государств, указанных в договоре страхования.

К страховым случаям относятся:

Крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие:

Столкновения;

Схода с рельсов;

Падения пилотируемых летающих объектов или их обломков;

Извержения вулкана;

Землетрясения;

Урагана;

Оползня;

Горного обвала;

Наводнения (паводка);

Просадки грунта;

Удара молнии;

Обвала тоннелей;

Разрушения мостов;

Нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ;

Противоправных действий третьих лиц;

Утеря подвижного состава.

(утерей подвижного состава считается длительное безвестное его отсутствие в течение 40 суток).

Исключения

К страховым не относятся случаи, которые произошли с подвижным составом в результате:

Умышленных действий Страхователя, направленных на возникновение страхового случая, либо способствовавших его наступлению;

Нарушения правил пожарной безопасности, перевозки ядовитых, огнеопасных и взрывчатых веществ;

Коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара, за пределы аппарата, агрегата, механизма;

Повреждения объекта перевозимым грузом;

Действий работников Страхователя в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Использования технически неисправного подвижного состава;

Управления локомотивами, электровозами и тепловозами лицами, не имеющими на это право;

Несвоевременных технических осмотров и плановых видов ремонта;

Военных действий, народных волнений, забастовок, террористического акта;

Воздействия ядерной энергии, химических веществ;

Изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

Страховая выплата.

Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.

Страховая выплата осуществляется:

При повреждении подвижного состава - в размере восстановительной стоимости, которая включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту ремонта, но не свыше страховой суммы.

При уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава - в размере страховой суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.

Страхование ж/д транспорта является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.

Страхование автотранспорта как имущества –обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, т. е. частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия.

Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.

Как правило, страхование включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.

Страхование по риску «ущерб» – гибель или повреждение транспортного средства, произошедшее в результате: аварии, пожара, взрыва, провала под лед, удара молнии, бури, шторма, урагана, ливня, града, обильного снегопада, землетрясения, селя, обвала, оползня, паводка, наводнения, других стихийных бедствий, а так же противоправных действий других лиц. Противоправные действия других лиц необходимо отличать от обстоятельств, признаваемых форс-мажорными (массовых беспорядков, военных конфликтов.

Аварией признается уничтожение или повреждение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия: столкновения с другим т.с., наезда (удара) на неподвижные и движущиеся предметы(сооружения, препятствия, животные), опрокидывания, затопления, короткого замыкания тока, бой стекол, падения транспортного средства, а также какого-либо предмета на него.

Страхование по риску «утраты товарного вида» - >уменьшение действительной стоимости имущества транспортного средства, произошедшее в результате выполнения ремонтных работ с целью устранения повреждений, полученных в результате событий соответствующих риску «ущерб».

Страхование по риску «помощь на дорогах» - на случай отказов в работе отдельных агрегатов, систем, узлов и устройств (кроме радио, аудио, видео и теле аппаратуры дополнительно установленной на т.с.) которые препятствуют движению т.с. и для устранения которых необходима помощь специалистов.

Страхование по риску «угон» - утраты транспортного средства в результате угона или хищения обязательно подтверждение факта обращения в правоохранительные органы.

Договор страхования транспортного средства является двусторонним и заключается в письменной форме. Сторонами по договору являются страховщик и страхователь, могут быть также третьи лица и выгодоприобретатели.

На страхование может быть принято дополнительное оборудование и принадлежности автотранспортного средства: автомобильная теле- и радиоаппаратура, оборудование салонов, световые, сигнальные и другие дополнительные устройства, установленные на автотранспортном средстве, отвечающие требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, инструкцией предприятий-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации, но не входящие в заводскую комплектацию. В соответствием с правилами «РОСНО» оборудование установленное на т.с. признается его составной частью, если страхователь указал марку, наименование, количество и стоимость этого оборудования.

Конкретный договор страхования может предусматривать ответственность страховщика как по всем страховым рискам, так и по любой их комбинации. Также дополнительно может включаться страхование гражданской ответственности или личное страхование водителя и пассажиров, на случай д.т.п.

Дабы обезопасить себя от компенсации ущерба причиненного в результате криминальной деятельности страхователя. Страховые компании ввели ряд ограничений и исключений на выплату страхового возмещения.

Так убытки не возмещаются если будет доказано, что: события их породившие носили умышленный характер, либо лицо управлявшее транспортным средством находилось в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, транспортное средство использовалось как орудие или средство преступления, т.с. использовалось при наличии неисправностей, игнорировались требования компетентных органов по ликвидации неисправностей или требования органов ГИБДД, и ряд других ограничений.

Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон и указывается в договоре (полисе). Она не может быть выше, чем страховая стоимость т.с.

Страховая стоимость транспортного средства может определяться на основании отпускной цены аналогичной модели, справки-счета, оценки эксперта страховщика. Если страхователь указал дополнительное оборудование, то страховая стоимость увеличивается на стоимость дополнительного оборудования.

Сумма страховой премии – платы за страхование рассчитывается из величин страховой суммы, срока страхования, базового коэффициента и поправочных коэффициентов, учитывающих конкретные условия страхования и порядок уплаты страховой премии.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Страхование железнодорожного транспорта

Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна.

Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие факторов не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическоелицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Обьект страхования

Объектом страхования является железнодорожный транспорт (подвижной состав) эксплуатируемый на территории Украины и других государств, указанных в договоре страхования.

К страховым случаям относятся:

Крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие:

Столкновения;

Схода с рельсов;

Падения пилотируемых летающих объектов или их обломков;

Извержения вулкана;

Землетрясения;

Урагана;

Оползня;

Горного обвала;

Наводнения (паводка);

Просадки грунта;

Удара молнии;

Обвала тоннелей;

Разрушения мостов;

Нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ;

Противоправных действий третьих лиц;

Утеря подвижного состава.

(утерей подвижного состава считается длительное безвестное его отсутствие в течение 40 суток).

Исключения

К страховым не относятся случаи, которые произошли с подвижным составом в результате:

Умышленных действий Страхователя, направленных на возникновение страхового случая, либо способствовавших его наступлению;

Нарушения правил пожарной безопасности, перевозки ядовитых, огнеопасных и взрывчатых веществ;

Коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара, за пределы аппарата, агрегата, механизма;

Повреждения объекта перевозимым грузом;

Действий работников Страхователя в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Использования технически неисправного подвижного состава;

Управления локомотивами, электровозами и тепловозами лицами, не имеющими на это право;

Несвоевременных технических осмотров и плановых видов ремонта;

Военных действий, народных волнений, забастовок, террористического акта;

Воздействия ядерной энергии, химических веществ;

Изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

Страховая выплата.

Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.

Страховая выплата осуществляется:

При повреждении подвижного состава - в размере восстановительной стоимости, которая включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту ремонта, но не свыше страховой суммы.

При уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава - в размере страховой суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.

Страхование ж/д транспорта является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.

Страхование автотранспорта как имущества –обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, т. е. частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия.

Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.

Как правило, страхование включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.

Страхование по риску «ущерб» – гибель или повреждение транспортного средства, произошедшее в результате: аварии, пожара, взрыва, провала под лед, удара молнии, бури, шторма, урагана, ливня, града, обильного снегопада, землетрясения, селя, обвала, оползня, паводка, наводнения, других стихийных бедствий, а так же противоправных действий других лиц. Противоправные действия других лиц необходимо отличать от обстоятельств, признаваемых форс-мажорными (массовых беспорядков, военных конфликтов.

Аварией признается уничтожение или повреждение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия: столкновения с другим т.с., наезда (удара) на неподвижные и движущиеся предметы(сооружения, препятствия, животные), опрокидывания, затопления, короткого замыкания тока, бой стекол, падения транспортного средства, а также какого-либо предмета на него.

Страхование по риску «утраты товарного вида» - >уменьшение действительной стоимости имущества транспортного средства, произошедшее в результате выполнения ремонтных работ с целью устранения повреждений, полученных в результате событий соответствующих риску «ущерб».

Страхование по риску «помощь на дорогах» - на случай отказов в работе отдельных агрегатов, систем, узлов и устройств (кроме радио, аудио, видео и теле аппаратуры дополнительно установленной на т.с.) которые препятствуют движению т.с. и для устранения которых необходима помощь специалистов.

Страхование по риску «угон» - утраты транспортного средства в результате угона или хищения обязательно подтверждение факта обращения в правоохранительные органы.

Договор страхования транспортного средства является двусторонним и заключается в письменной форме. Сторонами по договору являются страховщик и страхователь, могут быть также третьи лица и выгодоприобретатели.

На страхование может быть принято дополнительное оборудование и принадлежности автотранспортного средства: автомобильная теле- и радиоаппаратура, оборудование салонов, световые, сигнальные и другие дополнительные устройства, установленные на автотранспортном средстве, отвечающие требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, инструкцией предприятий-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации, но не входящие в заводскую комплектацию. В соответствием с правилами «РОСНО» оборудование установленное на т.с. признается его составной частью, если страхователь указал марку, наименование, количество и стоимость этого оборудования.

Конкретный договор страхования может предусматривать ответственность страховщика как по всем страховым рискам, так и по любой их комбинации. Также дополнительно может включаться страхование гражданской ответственности или личное страхование водителя и пассажиров, на случай д.т.п.

Дабы обезопасить себя от компенсации ущерба причиненного в результате криминальной деятельности страхователя. Страховые компании ввели ряд ограничений и исключений на выплату страхового возмещения.

Так убытки не возмещаются если будет доказано, что: события их породившие носили умышленный характер, либо лицо управлявшее транспортным средством находилось в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, транспортное средство использовалось как орудие или средство преступления, т.с. использовалось при наличии неисправностей, игнорировались требования компетентных органов по ликвидации неисправностей или требования органов ГИБДД, и ряд других ограничений.

Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон и указывается в договоре (полисе). Она не может быть выше, чем страховая стоимость т.с.

Страховая стоимость транспортного средства может определяться на основании отпускной цены аналогичной модели, справки-счета, оценки эксперта страховщика. Если страхователь указал дополнительное оборудование, то страховая стоимость увеличивается на стоимость дополнительного оборудования.

Сумма страховой премии – платы за страхование рассчитывается из величин страховой суммы, срока страхования, базового коэффициента и поправочных коэффициентов, учитывающих конкретные условия страхования и порядок уплаты страховой премии.

В договоре страхования стороны могут устанавливать франшизу – размер не возмещаемой части убытка. Она может быть как условной, так и безусловной.

Условная франшиза – та при которой страховщик не возмещает убыток который не превышает сумму франшизы, но возмещает его полностью, если он ее превышает.

При безусловной франшизе – страховщик возмещает убыток за вычетом суммы франшизы.

Договор страхования как правило заключается сроком на один год, но может быть заключен и на другой срок по соглашению сторон.

Договор страхования вступает в силу, если в нем не указано иное в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. Страховые компании стараясь обезопасить себя устанавливают собственные правила. Так компания «РОСНО» устанавливает, что договор вступает в силу после оплаты всей суммы страховой премии, либо в соответствии с датой указанной в договоре.

Досрочное прекращение действия договора страхования возможно при следующих обстоятельствах.

Если отпала возможность страхового случая и существование риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Страховщик возвращает часть страховой премии за не истекший срок.

Страховщик выполнил все свои обязательства по договору страхования в полном объеме.

Страхователь отказался от договора досрочно.

В таком случае он прекращается с даты указанной в письменном уведомлении.

В договорах страхования автотранспорта, которые страховые компании разрабатывают для своих клиентов, нередко закрепляется обязанность последних сообщать страховщику об изменении в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора страхования. А страховщик в праве настаивать на изменении условий договора, а, при отказе изменить условия, на его расторжении.

Страхователь может заключать договор в пользу третьих лиц – выгодоприобретателей, но это не освобождает его от обязательств по договору, если его обязанности не выполнены выгодоприобретателем. Страховые компании вправе требовать от выгодоприобретателей выполнения обязанностей по договорам страхования, если они не исполняются страхователями.

Выгодоприобретатель может быть заменен другим, при условии, что тот еще не выполнил никаких обязательств по договору, в противном случае страхователь теряет такое право.

Не существует общепринятых нормативно – правовых актов, закрепляющих права и обязанности сторон по договору страхования автотранспорта. Но есть правила и обычаи делового оборота, регламентирующие поведение субъектов. Из закрепление можно найти в инструкциях, правилах и текстах договоров страховых компаний.

Так находит закрепление обязанность страхователя после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая незамедлительно, любым доступным способом, сообщить страховщику, указав при этом всю известную информацию, с обязательным письменным подтверждением сообщения.

Первоначальное сообщение должно содержать возможно полную информацию об обстоятельствах наступления страхового случая, известную страхователю на момент сообщения: дату, время, место наступления страхового случая, предполагаемые причины и характер повреждений, а также номер страхового полиса (договора страхования). Затем страхователю необходимо в самые сжатые сроки представить письменное заявление страховщику.

Факт принятия заявления надлежащим образом оформляется страховщиком и служит доказательством в дальнейшем, на случай возникновения споров.

Сегодня у страхового бизнеса большие перспективы. С каждым годом все больше людей понимают преимущество страхования. А следовательно, чем больше людей будет страховать автотранспорт, тем больше будет конкуренция между страховыми компаниями, тем выше будет качество предоставляемого сервиза. И возможно обычная для развитых стран ситуация, когда при легком ДТП, в котором не пострадали люди водители просто составляют список повреждений и обмениваются визитками страховых компаний, появится со временем в России. К сожалению, основными факторами тормозящими развитие страховой системы являются состояние экономики в стране, народная надежна «на авось ничего не случится» и как ни странно само государство

Следует учесть, что многие компании, занимающиеся автострахованием, не имеют достаточного опыта в этом виде страхования и испытывают дефицит в квалифицированных специалистах. Кроме того, стремясь завоевать рынок, некоторые из них применяют демпинговые ставки: результат известен - банкротство ряда компаний.

Недостаточно разработана юридическая база для проведения операций по страхованию. Необходимость введения обязательного страхования автогражданской ответственности отвечает интересам всех участников: страхователи будут полностью защищены при ДТП, страховщики будут иметь возможность получать значительные дополнительные доходы, государство получит источник существенных дополнительных поступлений, пострадавшие будут иметь гарантию возмещения морального, материального и физического ущерба.

Список литературы

1. Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 1997.

2. Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. / СПбГИЭА. – СПб., 1996.

3. Государственное страхование в СССР, Госфиниздат, 1953. С. 70.

4. Страхование от А до Я/Под ред. Л.И Корчевской, К.Е. Турбиной.- Издательство Инфра-М, Москва 1996. всего 624 стр.