Ваз 2110 какое эбу. Эсуд, применяемые на автомобилях ваз. Модификации электронных блоков управления авто ВАЗ

В данном материале мы рассмотрим ЭБУ ВАЗ 2114, его особенности, модификации и распиновку. Любая машина, сошедшая с конвейера в два последних десятилетия, просто напичкана разной электроникой и датчиками, ВАЗ 2114 не является исключением из правила. «Мозги» следят за тем, чтобы «выжать» максимум из способностей двигателя. Ремонт этого органа автомобиля требует специальных знаний и умений, но если постараться, можно разобраться и самому.

Как работает

Сердцем ЭБУ на ВАЗ 2114 является специальный микропроцессор, его задачей является контроль всех систем машины.

В этом автомобиле он собирает информацию с датчиков:

  • лямбда-зонда;
  • расхода воздуха;
  • скорости;
  • фаз впрыска;
  • температуры ОЖ;
  • ДПДЗ;
  • детонации;
  • ДПКВ.

Электроника собирает все эти данные воедино и обрабатывает, но зачем? Для того чтобы адекватно реагировать на все возможные изменения в главных системах машины и подтягивать их работу до нормы.

Под контролем ЭБУ находятся следующие исполнительные устройства:

  • вентиляция;
  • система диагностики;
  • подача топлива;
  • адсорбер;
  • зажигание;
  • холостой ход.

Мозги ваз 2114 имеет структурную схему памяти, состоящую из трех каскадов, каждый обладает собственными рабочими модулями:

  1. ОЗУ – для людей, смыслящих в ПК, его функции не будут являться чем-то новым. По сути это оперативная память, в которой обрабатывается текущая рабочая сессия, но для бортового компьютера авто.
  2. ППЗУ – это блок долгосрочной памяти. Тут сохраняются данные о прохождении обслуживания, топливная карта, все предыдущие калибровки системы, алгоритм контроля двигателя и сама прошивка ЭБУ. Данные, хранящиеся тут, не стираются ни при каких обстоятельствах. В свете компьютерных технологий, данный модуль является аналогией жесткому диску ПК. Именно в память этого модуля вносят изменения при «перепрошивке», когда хотят улучшить ходовые характеристики машины.
  3. ЭРПЗУ – модуль, стоящий особняком от предыдущих. Его главной задачей является контроль противоугонной системы машины. Его память хранит кодировки, пароли и особенности передачи данных между ЭРПЗУ и иммобилайзером. Если пакеты данных не совпадут, модуль не позволит запустить двигатель.

По своей сути, каждый из этих модулей является отдельным прибором. Они соединены между собой аналогом материнской платы, которая отвечает за их корректное взаимодействие.

Местонахождение прибора

Искать блок необходимо под торпедой ВАЗ 2114. Чтобы достать прибор для его последующего ремонта и перепрошивки, необходимо снять панель торпеды. Для этого нужно открутить саморезы со стороны пассажира, оттуда же подцепить саму панель, после чего она снимется без проблем. Когда процедура демонтажа закончится, перед вами появится отверстие. Через него можно дотянуться до самого прибора, который закреплен при помощи специального стального фиксатора.


На заключительном этапе нужно взяться за фиксатор и аккуратно поддерживать прибор, после этого выкрутить болт и держась за ручку вынуть корпус ЭБУ. Не забудьте заблаговременно отключить питание аккумулятора.

КЗ – враг любой электроники, но ЭБУ 2114 является отдельным случаем, при работах с этим прибором нужно не только снять массу, но и открутить плюсовой провод. Прибор дорогой и чувствительный будьте с ним аккуратны.

Виды блоков

Четырнадцатая почти отпраздновала свое пятнадцатилетие. Эти годы не прошли даром ни для автомобиля, ни для конструкторского бюро завода. Инженеры Авто-ВАЗ не сидели «сложа руки», с каждым годом они улучшали свое детище, эти «апгрейды» касались и мозга автомобиля. Всего было 8 поколений этого электронного устройства, при чем различались не только характеристики, но и производители.

Такая ситуация вызывает резонный вопрос – «какой именно мозг стоит у вас в машине?» Чтобы это узнать, нужно осмотреть прибор, на его корпусе находится маркировка. Эти цифры являются номером модели. Переписав их и сопоставив с приведенной на сайте завода таблицей или информацией в нашей статье, вы сможете узнать свой ЭБУ.

Январь-4 и GM-09

Маркировка 21114-1411020-22 отвечает ЭБУ модели Январь-4, если на ЭБУ последние две цифры 10, 20, 20ч, 21 то это модель GM-09. Это самые первые мозги для ВАЗ 2114. Данным поколением устройств машины комплектовались до 2003 года. В зависимости от маркировки, устройства отличаются наличием ряда датчиков, которые определяли соответствие автомобиля ЕВРО-2.

Сегодня ЭБУ этих моделей на разборках можно купить по цене в 5-6 тысяч рублей.

21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 1-ая серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 2-ая серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 3-тья серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 4-ая серийная версия
21114-1411020-20 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, USA-83
21114-1411020-21 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, ЕВРО-2
21114-1411020-10 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода
21114-1411020-20ч GM,РСО

Bosch M1.5.4, Ителма 5.1, Январь 5.1.х

Маркировка Bosch M1.5.4 это 21114-1411020 и 21114-1411020-70, цифры 71 в конце находятся на корпусах Ителма 5.1, а 72 на Январь 5.1.х. Второе поколение ознаменовало эру универсализации ЭБУ (аналогичный прибор можно найти на 2113 и 2115).

По принципу действия все модели полностью идентичны. Такими мозгами машины комплектовались даже после 2013 года, благодаря общей успешности конструкции.

Модификации электронных блоков управления БОШ:

После 2013 Январь 5.1.х стал поставляться в трех комплектациях. Главной разницей между ними был контроль впрыска. Так по этому аспекту они делились на ЭБУ с парно-параллельным, одновременным и фазированным впрыском.

Январь 5.1.х и Ителма 5.1 можно приобрести за 8 тыс. рублей, Bosch M1.5.4 комплектовались экспортные образцы, но купить его можно по той же цене. Больше всего машин под управлением этих ЭБУ было выпущено в 2003-2007 годах.

Bosch M7.9.7 и Январь 7.2

Январь семерка имел множество моделей в зависимости от комплектации и объема двигателя, так на 1,5 литровых восьми клапанных двигателях устанавливались модели производства АВТЭЛ с грифом: 81 и 81ч, этот же мозг от производителя ИТЭЛМА имел цифры 82 и 82ч. Bosch M7.9.7 ставился на полуторалитровые двигателя экспортных экземпляров и маркировался 80 и 80ч на машинах стандарта Евро 2 и 30 на авто стандарта Евро 3.

21114-1411020-80 БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-80ч БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг
21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-30 БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия
21114-1411020-80ч БОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра
21114-1411020-81ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр
21114-1411020-82ч ИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр

На двигатели 1,6 литра:

21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО)
21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-20 BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-10 BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-40 BOSCH_797,E-2,1.6L
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная)
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-30Ч BOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L
21114-1411020-31Ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр.

30 серия Бош встречалась и на 1,6 литровых движках, но из-за первоначальной разработки под полуторалитровый автомобиль, программное обеспечение сильно глючило иногда полностью отказываясь работать. Специальная комплектация с пометкой 31ч, выпущенная несколько позже, работала на порядок адекватнее.

1,6 литровые двигателя машин, предназначенных для внутреннего рынка, имели на борту приборы от тех же АВТЭЛ и ИТЭЛМА. Первая серия от первых с пометкой 31 «болела» тем же, что и Бош 30 серии, позже все недоработки были учтены и справлены в 31ч. При проблемах у конкурентов ИТЭЛМА заметно выросла в глазах автолюбителей, выпустив удачную серию под цифрой 32. Дополнительно нужно отметит, что только Bosch M7.9.7 с маркером 10 соответствовал стандарту Евро 3.

Стоимость нового ЭБУ этого поколения составляет 8 тыс. рублей, б/у на разборке можно найти за 4 тыс.

Январь 7.3

Модель от ИТЕЛМА получила маркировку 11183-1411020-02 и стандарт Евро 3, АВТЭЛ при этом выпускал модели Евро 4. Данное поколение получило самое широкое распространение, ведь все 8 клапанные машины после 2007 г. комплектовались именно им.

Новые мозги на ВАЗ 2114 этого поколения, в комплектации Евро 3, можно приобрести за 8 тыс. руб.

Диагностика

Так сложилось, что в отечественных ЭБУ 2114 поломки и глюки случаются достаточно часто. И если уж «засветился» «Check Engine», то без специального оборудования никак не обойтись. Когда у вас есть соответствующий прибор, дальнейшая процедура занимает много времени.

Больше всего в сети хвалят OBD-Scan ’а ELM-327. Многие называют его самым простым в обращении способом найти проблему, устранить ее и стереть информацию о неисправности из памяти мозга автомобиля.

Некоторые автолюбители сразу же переходят к удалению неполадки из памяти. Это в корне неправильное решение: во-первых, ни одна ошибка не возникает просто так, во-вторых удаление симптома, без какого либо конкретного «лечения» чревато последствиями серьезнее, чем «мозолящая глаза» ошибка. Если у вас поломан лямбда датчик, а вы просто вытираете ошибку из памяти, это не починит машину, которая может подвести вас в любой момент.

Но бывает так, что мозг автомобиля в принципе не отвечает диагностическому оборудованию и выдает ошибку, которую вы не можете найти.

В этом случае выполняем:

  1. Осмотр корпуса на повреждения и эрозию.
  2. Проверку работоспособности предохранителя.

ЭБУ является основным управляющем модулем в любом автомобиле. Благодаря блоку управления определяются оптимальные параметры для работы силового агрегата, поэтому данный модуль всегда должен работать точно, как часы. Где находится ЭБУ ВАЗ 2110, какие неисправности для него характерны и как поменять устройство при необходимости — об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Описание «мозгов»

Автомобиль ВАЗ 2110 считается первым транспортным средством отечественного автопрома, оснащенным инжекторным мотором. Силовой агрегат управляется при помощи ЭБУ — электронного устройства, который определяет основные параметры работы двигателя в соответствии с сигналами датчиков. По сути, 2110, ВАЗ 2112 или любой другой модели представляет собой «мозги» машины, работа которых влияет на функциональность транспортного средства в целом.

В «Десятках», а также ВАЗ 2112 16 клапанов и других моделях, оснащенными системами БОШ 7.9.7 либо Январь 7.2 в головке установлен один винт М6. С этого винта берется масса на катушки зажигания, а масса непосредственно на управляющий модель берется в салоне. Обычно массой служит приваренная шпилька, установленная на кронштейне блока ЭСУД, в частности, за центральной консолью, за левым экраном. В данном случае на кронштейн масса передается через шпильку, которая заварена на моторном щите, посредине. Также следует отметить, что гайка на этой шпильке обычно не затягивается.

Местоположение блока управления

Теперь рассмотрим вопрос места расположения ЭБУ ВАЗ 2110. Это устройство в Десятке расположено под центральной консолью, в ее нижней части, в частности, под контрольным щитком. Для того, чтобы получить доступ к управляющему модулю, следует с пассажирской стороны демонтировать пластмассовую панель, для этого придется воспользоваться отверткой с крестовым наконечником. Сняв накладку, вы увидите множество различных проводов, штекеров, а также предохранительных устройств. Сам контроллер расположен за ними, он прикручен к планке в горизонтальном положении.


Характерные неисправности: их признаки и причины

Если электронная система управления двигателем дает сбои, это может привести к проблемам в работе силового агрегата. К сожалению, неисправности ЭБУ в отечественных десятках — не редкость, поэтому автовладелец должен знать об основных неполадках, а также причинах их появления.

Для начала рассмотрим симптомы неисправностей:

  1. Нет связи с диагностическим тестером. Если в работе мотора стали появляться проблемы, автовладелец может произвести диагностику работоспособности силового агрегата с помощью тестера или ноутбука. Но если ЭБУ не работает, то при попытке связаться с бортовым компьютером автолюбитель увидит, что связь отсутствует.
  2. На ЭСУД не поступают сигналы о работе форсунок, системы зажигания, топливного насоса, клапана либо датчика холостого хода. Также могут отсутствовать сигналы и с других исполнительных устройств.
  3. Еще один признак — отсутствие реакции на кислородный датчик, контроллер температуры двигателя, датчик положения дроссельной заслонки и другие контроллеры.
  4. Признаком поломки могут служить и механические повреждения устройства. Возможно появление трещин на корпусе в результате сильного механического воздействия, могли перегореть радиоэлементы либо проводники (автор видео о ремонте — Павел Ксенон).

Что касается причин, о неполадки в работе могут произойти в результате:

  1. Неквалифицированного вмешательства. Такая причина является одной из самых распространенных. Если автовладелец самостоятельно проводит ремонт электрики либо монтирует противоугонную систему или же доверяет это дело неквалифицированным мастерам, в процессе могут быть допущены ошибки.
  2. Часто встречаемая проблема — прикуривание аккумулятора авто от транспортного средства с заведенным мотором. При прикуривании двигатели обоих машин должны быть отключены, в противном случае есть вероятность повреждения «мозгов», это важно помнить.
  3. Еще одна проблема, которая встречается не так часто — это спутывание полярности при подключении автомобильной АКБ. Если вы спутаете плюс с минусом, это может не только повредить блок управления, но и вывести из строя сам аккумулятор, что чревато дорогим ремонтом.
  4. Причина может заключаться в отключении клемм АКБ при запущенном моторе.
  5. Также блок управления может выйти из строя в результате включения стартерного узла с отключенной силовой шиной.
  6. Вывести систему управления двигателем может случайно попавший на датчик либо проводку транспортного средства электрод в ходе выполнения сварочных работ.
  7. Одна из самых серьезных проблем — попадание воды на ЭБУ. При попадании жидкости в устройство может «накрыться» сама плата.
  8. Обрыв на участке электроцепи либо замыкание проводки.
  9. Также причиной могут служить неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания. К примеру, поломка ЭБУ может быть спровоцирована отказом работоспособности катушки, высоковольтных кабелей, распределительного механизма и т.д.

Инструкция по снятию и замене ЭБУ

Необходимость демонтажа блока ЭСУД 16 клапанного двигателя десятки возникает в случае необходимости проведения ремонта при выявлении неисправностей. Сам процесс ремонта будет зависеть от того, что конкретно произошло в работе ЭБУ. К примеру, если окислились контакты на разъеме модуля, то блок необходимо демонтировать для их зачистки или замены. Если причина кроется в повреждении корпуса, то устройство нужно снимать для замены, если же внутрь попала вода, то модуль следует снять для того, чтобы высушить. Только после того, как вы просушите блок, его можно будет протестировать.

В том случае, если проблема кроется в работоспособности платы и некоторых выгоревших элементах, то ее можно попытаться отремонтировать самостоятельно, перепаяв некоторые компоненты. Но мы бы все же порекомендовали обратиться за помощью к специалистам, особенно, если никогда ранее вы не сталкивались с подобной задачей (автор видео о ремонте управляющего контроллера — Вячеслав Чистов).

Инструменты

Чтобы произвести замену модуля, вам потребуется:

  • торцевая головка на 10;
  • рукоятка для трещотки;
  • крестообразная отвертка.

Последовательность выполнения работы

Перед демонтажем устройства следует отключить минусовую клемму от аккумулятора авто:

  1. Транспортное средство необходимо поставить на ровную поверхность, без склонов, при этом нужно поставить авто на стояночный тормоз.
  2. Следующие этапы работы выполняют в салоне авто. Вам необходимо осторожно отключить разъем с проводами от блока управления, но перед этим следует отсоединить защелку.
  3. Когда вы доберетесь непосредственно до контроллера управления силовым агрегатом, с помощью ключа нужно будет выкрутить две гайки, которые фиксируют модуль на планке.
  4. После того, как эти гайки будут выкручены, нужно будет немного сдвинуть саму планку в правую сторону, это позволит высвободить ее из зацепления.
  5. Выполнив эти действия, управляющий контроллер можно будет демонтировать. Если вы производите замену устройства, то при поломке следует произвести замену модуля на аналогичный, который и был установлен. То есть если у вас стоял ЭБУ Январь 7.2, то ставится такой же модуль. Если блок подлежит ремонту, то его следует отремонтировать, после чего установить на место. Процедура монтажа выполняется аналогичным образом, только в обратной последовательности.

Не занимайтесь ремонтом блока управления, если вам никогда ранее не приходилось сталкиваться с такой задачей !

Фотогалерея «Как правильно демонтировать ЭБУ»

В статье будет описана распиновка ЭБУ ВАЗ 2114, рассмотрены все модификации и особенности этого устройства. Как вы понимаете, любой современный автомобиль – это целый арсенал из датчиков и механизмов. И они позволяют выжать максимальнуюмощность из двигателя без изменения его объема. Чтобы самостоятельно проводить ремонт электроники, осуществлять прошивку, нужно знать, что такое блок управления и на каких принципах он функционирует.

Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?

Расположен блок в торпеде, непосредственно под приборкой. Чтобы провести замену или демонтаж, нужно выкрутить саморезы и извлечь панель с бока, со стороны пассажирского места. Через образовавшееся отверстие можно рассмотреть корпус ЭБУ – он установлен внутри стального фиксатора.

Для снятия электронного блока управления нужно выкрутить болт и аккуратно вытянуть корпус, взявшись за фиксатор. Само собой, необходимо отключать питание от бортовой сети, в противном случае можно вывести из строя дорогостоящую аппаратуру. Короткое замыкание – это враг любого электроприбора, поэтому будьте аккуратны. Желательно даже не просто снимать массу с аккумулятора, но и плюсовой провод тоже отключать.

Как работает ЭБУ?

В основе находится микропроцессор, который и отвечает за нормальное функционирование всех ключевых приборов. На автомобиле ВАЗ 2114 ЭБУ собирает данные с датчиков:

  1. Скорости автомобиля.
  2. Детонации.
  3. Лямбда-зонда.
  4. ДПКВ.
  5. Расхода воздуха.
  6. ДПДЗ.
  7. Фаз впрыска топливовоздушной смеси.
  8. Температуры ОЖ.

Это считывающие устройства, которые собирают информацию о работе двигателя внутреннего сгорания. А для чего же он ее собирает? Правильно, чтобы разделять и властвовать следующими исполнительными механизмами:

  1. Системой топливоподачи (насос, форсунки).
  2. Системой зажигания.
  3. Адсорбером.
  4. Вентиляцией.
  5. Регулятором холостого хода (да, да, не датчик это, а исполнительное устройство, не нужно путать).
  6. Автоматической диагностикой.

Структурная схема электронного блока управления на ВАЗ 2114 состоит из трех каскадов, в каждом из которых свои модули памяти:

  1. Блок ОЗУ (оперативная память) – система, которая обладает кратковременной памятью. В ней хранится вся информация об ошибках, которые возникали в процессе работы при текущем запуске мотора. При отключении зажигания (и обесточивании ЭБУ) вся память очищается и заполняется вновь при следующем запуске.
  2. ППЗУ – программируемое устройство постоянного запоминания. Это блок, в котором хранится топливная карта (прошивка) электронного блока управления. В нем же постоянно хранится информация о всех результатах калибровки систем. И самое главное – в этой памяти заложен алгоритм системы управления двигателем внутреннего сгорания. Память эта постоянная, не стирается даже при полном обесточивании бортовой сети. Именно этот блок программируют, когда совершают процедуру «прошивки» для улучшения характеристик автомобиля ВАЗ 2114.
  3. И последний блок – ЭРПЗУ. Блок памяти необходим для обеспечения нормальной работы противоугонной системы на автомобиле. В нем хранятся пароли и кодировки. Запуск двигателя возможен только в том случае, если совпадут данные, которыми обменивается иммобилайзер с ЭРПЗУ.

Ремонт и диагностика блоков управления

В контроллере ВАЗ 2114 очень часто случаются поломки. В системе имеется функция самодиагностики – ЭБУ опрашивает все узлы и выдает заключение о пригодности их к работе. Если вышел какой-либо элемент из строя, на приборной панели загорится лампа «Check Engine». Узнать, какой именно датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно лишь при помощи специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan ’а ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все параметры работы двигателя, найти ошибку, устранить ее и удалить из памяти ЭБУ ВАЗ 2114.

Конечно, неправильно просто удалять ошибки. Будьте аккуратны, ведь неисправности просто так не появляются. Хороший пример – у знакомого сломался датчик кислорода. И он через день рубит ошибку, чтоб «глаза не мозолила». Но причина кроется в неисправном лямбда. А вот что делать, если ЭБУ вовсе не хочет отвечать сканеру? Тогда проверьте следующее:

  1. Нет ли механического повреждения корпуса, включая окисление и коррозию.
  2. Исправность предохранителя, наличие напряжения и соединения с минусом питания.
  3. Нет ли перегрева устройства.

Самостоятельно ремонтировать блок управления вряд ли получится, слишком уж тонкая работа. Своими руками можно только выполнить замену на новый.

Типы ЭБУ ВАЗ 2114

Автомобиль выпускался более 10 лет, постоянно совершенствовался, характеристики становились все лучше. Само собой, это достигалось благодаря применению новых моторов, датчиков, исполнительных механизмов. А самое главное – благодаря установке блоков управления, у которых скорость работы значительно выше (все вы слышали о частоте процессоров, именно от этого параметра зависят сегодня характеристики ДВС).

Январь-4 и GM-09

До 2003 года производилась установка этих электронных блоков. У них был очень широкий модельный ряд, основное отличие у них – наличие или отсутствие датчика детонации резонансного типа. Цена ЭБУ ВАЗ 2114 типа «Январь-4» составляет не более 6000 рублей. Список модификаций приведен в таблице:

21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 1-ая серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 2-ая серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 3-тья серийная версия
21114-1411020-22 Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 4-ая серийная версия
21114-1411020-20 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, USA-83
21114-1411020-21 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, ЕВРО-2
21114-1411020-10 GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода
21114-1411020-20ч GM,РСО

Электронные блоки управления ИТЕЛМА 5.1, Январь 5.1.Х, Bosch M1.5.4

Эти ЭБУ относятся к следующему поколению, они успешно применялись на автомобилях моделей 2113 и 2115. Если вы являетесь владельцев автомобиля ВАЗ 2114, который выпущен в 2013 году или позже, то отличать его от сородичей может метод впрыска топливовоздушной смеси: фазированный, парно-параллельный или одновременный. В целом же все три ЭБУ (Январь, Бош и Ителма) являются полными аналогами друг друга. Модификации «Январь» и ИТЕЛМА:

Модификации электронных блоков управления БОШ:

На автомобилях ВАЗ 2114 выпуска 2003-2007 гг чаще всего можно встретить «Январь-5.1.1». Цена такого блока колеблется в интервале 7000-8000 рублей. На экспортных вариантах автомобилей устанавливался, как правило, бошевский мозг, цена которого такая же.

«Январь-7.2», Бош М-7.9.7

Модификация седьмого января зависит от объема двигателя. Производства BOSCH блоки управления монтировались только на те автомобили, которые шли на экспорт (они удовлетворяли экостандарту ЕВРО-3). Полуторалитровые восьмиклапанные моторы оснащались такими ЭБУ:

21114-1411020-80 БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-80ч БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг
21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
21114-1411020-30 БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс.
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36
21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия
21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия
21114-1411020-80ч БОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра
21114-1411020-81ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр
21114-1411020-82ч ИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр

На двигатели 1,6 литра:

21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО)
21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-20 BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-10 BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-40 BOSCH_797,E-2,1.6L
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная)
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
21114-1411020-30Ч BOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L
21114-1411020-31Ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр.


Самой новой модификацией является электронный блок управления ЯНВАРЬ-7.3, с его помощью организована система управления восьмиклапанных моторов объемом 1,6 литра, которые были выпущены с 2007 г. Модификации Январь-7.3 могли соответствовать экостандартам ЕВРО-3 и 4, производились заводами АВТЭЛ и ИТЭЛМА.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Где находится эбу (контролёр, мозги)?

Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

  • (Датчик положения коленчатого вала).
  • (Датчик моментального расхода воздуха).
  • (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
  • (Датчик положения дроссельной заслонки).
  • (Датчик кислорода).
  • (Датчик детонации).
  • (Датчик скорости).
  • И другие датчики.

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

  • (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
  • Система зажигания.
  • (ДХХ,РХХ).
  • Адсорбер.
  • Вентилятор радиатора.
  • Система само диагностирования.

Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

  1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, .
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
  3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

«Январь-4», «GM-09»

Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности.

2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
2111-1411020-20 ч GM, рсо

Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

«Январь 5.1.х»

  • одновременный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с «VS (Ителма) 5.1», «Bosch M1.5.4»

«Bosch M1.5.4»

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно — параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

«Bosch MP7.0»

Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

«Bosch M7.9.7»

Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

«VS 5.1»

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно — параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

«Январь 7.2.»

Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.

21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия — неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л

«Январь 5.1»

Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.

Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

«М7.3.»

Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.

Как определить ЭБУ?

Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

Диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

Впервые на российских авто появились ЭСУД (Электронные Системы Управления Двигателем) разработки General Motors (GM) . Они были двух типов: центрального (для полноприводных автомобилей ВАЗ 21214 и «классики» – 21073 , 21044 ) и распределенного (переднеприводные ВАЗ) впрыска топлива.

Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США-83 , которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро‑2 . Позднее появилась версия для норм России (только для 16 -ти клапанного двигателя ВАЗ-2112 ).

В качестве ПЗУ в данных блоках используются микросхемы с УФ стиранием, емкостью 32 Кб, «упакованные» в специальный фирменный переходник GM. Доступ к ПЗУ производится без полной разборки блока, через специальное окошко, закрытое крышкой. Двигатель в аварийном режиме может быть заведен без ПЗУ.

ЯНВАРЬ 4 /4 .1

Вторым серийным семейством ЭСУД на отечественных авто стали системы «Январь‑4 » , которые разрабатывалось как функциональный аналог блоков управления GM (с возможностью использовать при производстве тот же состав датчиков и исполнительных механизмов) и предназначались для их замены. Поэтому при разработке были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также цоколевка разъемов. Естественно, блоки ISFI-2 S и «Январь‑4 » являются взаимозаменяемыми, но полностью отличаются схемотехникой и алгоритмами работы. «Январь‑4 » предназначен для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, катализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО. Семейство включает в себя блоки управления «Январь‑4 » (была выпущена очень небольшая партия) и «Январь‑4 .1 » для 8 ‑ми (2111 ) и 16 -ти (2112 ) клапанных двигателей.

Версии «Квант» скорее всего отладочная серия с прошивкой J4 V13 N12 аппаратно и, соответственно, программно несовместимы с последующими серийными контроллерами. То есть прошивка J4 V13 N12 не будет работать в «неквантовских» ЭБУ и наоборот. Фото плат ЭБУ КВАНТ и обычного серийного контроллера Январь 4 .

Схема ЭБУ Январь 4

Схема ЭБУ Январь 4 .1

BOSCH M1 .5 .4 (N)

Следующим шагом была разработка совместно с «Bosch» ЭСУД на базе системы «Motronic» M1 .5 .4 , которая могла бы производиться в России. Были применены другие датчики расхода воздуха (ДМРВ) и резонансный детонации (разработки и производства «Bosch»). ПО и калибровки для этих ЭСУД было впервые полностью разработаны на АвтоВАЗ. В ПО этих ЭБУ существует серьезный недостаток – данные АЦП не отображаются в диагностическом протоколе из-за неверно указанного порта.

Для норм токсичности Евро‑2 появляются новые модификации блока M1 .5 .4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111 –1411020 -60 и 2112 –1411020 -40 , удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8 ‑кл. двигателя (2111 –1411020 -70 ), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111 –1411020 . Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении – облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112 –1411020 -40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна – герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одинаковом ПО.

Фото платы Bosch M1 .5 .4 1411020

ЯНВАРЬ 5 .1 .Х

Параллельно с системой M1 .5 .4 , АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1 .5 .4 , который получил название Январь‑5 . Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро‑2 (2112 –1411020 -41 ) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления «Январь‑5 .1 .2 » для 16 -ти (2112 –1411020 -71 ) и Январь‑5 .1 .1 для 8 ‑ми (2111 –1411020 -71 ) клапанных двигателей под нормы России. Все эти блоки имеют ПО и калибровки разработки ОАО «АвтоВАЗ». Это первый из серии блоков, считывание/запись которых производится без разборки блока. В данных модификациях используется процессор Siemens Infineon C509 , тактовая частота 16 Мгц. ПО и калибровки записаны в Flash ёмкостью 128 кб, что позволяет записывать в них, после соответствующей доработки, 2 разные программы, например, эконом + динамик и оперативно переключаться между ними во время движения. Схемотехнически ЭБУ Январь – 2112 –41 (2112 –71 ) могут несколько отличаться друг от друга, в первую очередь применением других сильноточных драйверов. В новых реализациях блоков микросхемы – драйверов фирмы Motorola MC33385 , вместо привычных TLE5216 . Эти микросхемы различаются протоколом считывания драйверной диагностики. Поэтому ПО поддерживающее драйверную диагностику, написанное под TLE5216 будет некорректно диагностироваться на блоках, где управление форсунками реализовано на м/сх Motorola и, соответственно, наоборот.

Фото платы Январь 5 .1 2112 –1411020 -41 (высокое разрешение)
Фото платы Январь 5 .1 .1 2111 –1411020 -71
Схема ЭБУ Январь 5 .1 2112 –1411020 -41

Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5 .1 .3 2104 –1411020 -01 в комплектации Евро‑2 , без датчика детонации. От версии 5 .1 отличается только незапаяными элементами канала детонации.

В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось!!!) ЭБУ «Январь 5 .1 .х» с измененной аппаратной частью. Изменения коснулись микросхемы обработчика сигнала канала детонации. Вместо снятой с производства HIP9010 стали устанавливать HIP9011 отличающаяся протоколом программирования по SPI, с небольшим изменением топологии печатной платы и модифицированном для работы с этой микросхемой ПО. Как это водится, в России первая партия этих контроллеров накрывалась «старыми» крышками с шильдиком J5 xxxxxx. Позднее шильдик заменили на соответствующий программному обеспечению А5 ххххх.
Для этой реализации Автел выпустил серию прошивок начинающихся на литеру «A», например, A5 V05 N35 , A5 V13 L05 . При использовании прошивок серии J5 в новом ЭБУ канал детонации неработоспособен, что приводит к появлению ошибок «Обрыв датчика детонации», «Низкий уровень шума двигателя» и невозможности работы алгоритма определения детонации. В диагностике АЦП ДД = 0 .

Впрочем, этой беде оказалось достаточно легко помочь – для адаптации «старых» прошивок к «новым» ЭБУ достаточно модифицировать их специальной утилитой от SMS-Software – Patch-J5 -HIP9011

BOSCH MP7 .0 H

Следующим шагом в борьбе за экологичность выхлопа была разработка по заказу ОАО АвтоВАЗ фирмой «Bosch» более современного блока, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики Евро‑2 и Евро‑3 , получившая название MP7 .0 . В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ». Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро‑3 для 8 ‑ми и 16 -ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123 (нормы Евро‑2 и Евро‑3 ).

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

В данном ЭБУ использован 16 -разрядный процессор B58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 – разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована flash – память 29 F200 .

ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е3 (1411020 –50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.

Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика – скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».

Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

Фото платы Bosch MP7 .0 (Евро‑3 )
Фото платы Bosch MP7 .0 (Евро‑3 ) – обратная сторона.

НПО «Итэлма» (г. Москва) разработало для применения в автомобилях ВАЗ новый ЭБУ, получивший название VS 5 .1 . Это полнофункциональный аналог ЭСУД Январь 5 .1 , то есть использует тот же жгут, датчики и исполнительные механизмы. В VS5 .1 применен тот же процессор Siemens Infenion C509 , 16 МГц, но выполнен на более современной элементной базе. Модификации 2112 –1411020 -42 и 2111 –1411020 -62 предназначены для норм Евро‑2 имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, в данном семействе не предусмотрены норм Р‑83 для двигателей 2112 . Для 2111 и норм Россия-83 выпускается только версия ЭСУД VS 5 .1 1411020 –72 с одновременным впрыском.

С сентября 2003 г. на ВАЗ устанавливается новая АППАРАТНАЯ модификация VS5 .1 , несовместимая по ПО и аппаратно со «старой».

- 2111 –1411020 -72 с прошивкой V5 V13 K03 (V5 V13 L05 ). Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V5 V13 I02 , V5 V13 J02 ).
- 2111 –1411020 -62 с прошивкой V5 V03 L25 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V5 V03 K22 ).
- 2112 –1411020 -42 c прошивкой V5 V05 M30 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V5 V05 K17 , V5 V05 L19 ).

По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.

Почти все автомобили 2110 – 2112 выпуска позднее июня 2003 года выпущены с этим блоком, а модификация 2111 –1411020 -72 частый гость на новых 2109 –2111 .

В этом семействе применен процессор Infenion SAF C509 , тактовая частота 16 Мгц. Отличительной особенностью является «более правильный» канал синхронизации по датчику коленвала и применение в качестве ПЗУ микросхему флэш – памяти 29 F200 , емкостью 2 мбит, из которых используется только половина – 128 К, а так же наличием системной шины и предусмотрена возможность установки в блок элементов МЗ (данная функция так и не была реализована), позволяющая исключить из системы МЗ.

В «новой» аппаратной реализации однозначно отсутствуют элементы необходимые для переключения двухрежимных прошивок и для реализации переключения двух прошивок, их необходимо установить.

Для «классики» объемом 1 ,45 л. выпускается модификация VS5 .1 2104 –1411020 -02 , с ДК (Евро-II) и без канала детонации. Является функциональным аналогом блока Январь 5 .1 .3 и взаимозаменяем с ним по проводке, естественно со своим ПО.

Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.

Фото платы «старого» VS5 .1 1411020 –42 (с прошивками V5 V05 K17 и V5 V05 L19 )

Схема ЭБУ старой аппаратной реализации

Схема ЭБУ новой аппаратной реализации

BOSCH M7 .9 .7

BOSCH M7 .9 .7 выпускается под нормы токсичности Евро‑2 и Евро‑3 . Устанавливается на автомобили с сентября 2003 г. ЭБУ конст руктивно похож на «консервную» модификацию Bosch M1 .5 .4 , но меньшего размера, разъем другой, 81 -контактная колодка . Процессор Siemens Infenion B59 759 , ПЗУ Flash Am29 F400 BB, практически все микросхемы с внутренней маркировкой Bosch. Внутри блока собрано управление катушками зажигания, МЗ не используется. ПО этих ЭБУ построено на основе разработанной Bosch «моментной» модели двигателя (Torque-Based) и содержит более тысячи калибровок. Маска ошибок и комплектация хоть и присутствует, но ввиду сложности алгоритмов системы пока не поддерживается программами редактирования калибровок, что накладывает некоторые трудности чип-тюнингу. Но и тех калибровок, что доступны для редактирования на данный момент, вполне достаточно для эффективной настройки ДВС.

Двигатель с ЭСУД 2111 –1411020 -80 комплектуется новым ДМРВ (116 ), новым ДФ , встроенным в ЭБУ управлением катушками зажигания (часть функций МЗ) с применением внешних катушек зажигания Bosch; форсунки – тонкие, черного цвета, Bosch; нет «обратки», РДТ находится в баке, в сборе со стаканом бензонасоса. (это касается двигателей 1 ,6 . На 1 ,5 будет собираться «гибрид» – с обычным БН и рампой форсунок нового образца с РДТ).

Внутри этого семейства имеются аппаратные различия. Как видно на рисунке внизу, ЭБУ для 8 кл. модификаций (2111 –1411020 -80 и 21114 –1411020 -30 ) содержат два ключа управления зажиганием. Блоки для 16 -клапанных двигателей 1 ,6 (21124 –1411020 -30 ) имеют 4 встроенных ключа управлением зажигания.

Контроллеры с ПО для 16 -кл. двигателей под нормы Евро‑3 поддерживают функцию программного переключения пусковых калибровок Европа/Россия с диагностического оборудования. Данная функция, по мнению разработчиков, должна облегчить пуск на бензинах низкого качества. По умолчанию на заводе установлено «Европа». C помощью, например, тестера ДСТ‑2 можно поменять пусковые характеристики.

Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте

BOSCH M7 .9 .7 +

Следующий ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда «без объявления войны», ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M7 .9 .7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash – памяти в них нет, применена так же и другая eeprom.

Первые прошивки в новом блоке – B103 EQ12 для двигателя 2111 (1 ,5 л) и B120 EQ16 (Нива). Впоследствии появились так же прошивки новой реализации и на все остальные системы впрыска. Все они с фазированным впрыском, как 8 , так и 16 -клапанные. Прошивки «старой» реализации не подходят для «новой» и наоборот. Совместимости нет. На «новый» тип контроллеров уже (по стостоянию на январь 2006 ) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвеере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.

Чтение/программирование flash и eeprom данного блока поддерживается обновленной версией ПАК‑2 «Загрузчик» Combiloader. (Сведений о других типах загрузчиков с поддержкой 797 + пока нет). Для обеспечения возможности перепрограммирования так же, как и на старой реализации, необходимо поработать паяльником.

Данное направление активно развивается и пополняется. Уже появились версии на «классику» – B120 ES01 , правда, «сделанные» из блоков 2111 .

Некоторые блоки имеют непривычную идентификацию: 22 XC052 S, 33 XC0305 . 22 XC052 S это копия B122 HR01 , 33 XC0305 – B120 ER17 . На самом деле это название одной и той же прошивки, но в первом случае по классификации Bosch, а во втором случае по классификации ВАЗ.

22 XC052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B122 HR01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber

Прошивка 22 YB072 S (последняя версия ПО для НИВА-Шевроле) не имеет «привычного» аналога. Данная «неразбериха» с большой долей вероятности связана с тем, что торговый бренд «Нива» уже не имеет никакого отношения к АвтоВАЗу, и полностью принадлежит марке Chevrolet.

ЭБУ производятся в разных местах, страна – производитель указана на шильдике. До недавнего времени их было два – Германия и Россия, несколько позже появились «французы» а в конце 2007 г. стали появляться ЭБУ родом из поднебесной, made in China.

Первая партия автомобилей «Лада Приора» начала сходить с конвейера ВАЗа в начале 2007 года. И тоже с ЭБУ Bosch M7 .9 .7 + (прошивка B173 DR01 , шильдик «самодельный», наклеен поверх фирменного).

Вообще на ВАЗе постоянно происходят какие-то видоизменения – последнее «поступление» – а/м Калина, выпуска 2008 г., на самодельном шильдике поверх фирменного – B104 (Переднеприводной идентификатор 8 V) СR02 (вполне «калиновский» идентификатор) и 21114 –1411020 -40 .

Фото плат Bosch M7 .9 .7 (высокое разрешение)

ЯНВАРЬ 7 .2

Январь 7 .2 – функциональный аналог блока Bosch M7 .9 .7 , «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7 .9 .7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7 .2 внешне похож на M7 .9 .7 – собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7 .9 .7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.

В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C‑509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5 , VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5 , с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) – например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.

ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020 –82 (32 ), прошивка начинается на букву «I», например, I203 EK34 ) и «Автэл» (хххх-1411020 –81 (31 ), прошивка начинается на букву «А», например, A203 EK34 ). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.

ЭБУ серий 31 (32 ) и 81 (82 ) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8 ‑кл. будут работать в ЭБУ 16 -кл., а наоборот – нет, т.к в 8 ‑кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8 ‑кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140 -1 B Infineon / IRGS14 C40 L IRF / ISL9 V3040 S3 S Fairchild Semiconductor / STGB10 NB37 LZ STM / NGB8202 NT4 ON Semiconductor.

Для «классики» разработан ЭБУ 21067 –1411020 -11 (12 ) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1 ,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации. На фото, представленном ниже видны «недостающие» элементы. Таким образом, применить такой ЭБУ на переднем приводе нельзя (хотя вообще, конечно, можно, но без канала ДД, с тщательно настроенным зажиганием), а наоборот, естественно, можно.

Первое ПО на 1 ,5 литровые двигатели – 203 EK34 и 203 EL35 попило много крови у владельцев авто с таким ПО. На этих модификациях постоянно возникал «протрой» при переключении передач. ВАЗ выпустил версию 203 EL36 без этого дефекта и распорядился, не привлекая внимания, перешивать ЭБУ на сервисных станциях технического обслуживания во время прохождения ТО.

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83 .

ЭБУ «Январь 7 .2 » производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». – в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111 /21114 , то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе.

Фото платы Январь 7 .2 8 V

Фото платы Январь 7 .2 16 V

Фото платы Январь 7 .2 21067

Фото платы Январь 7 .2 (высокое разрешение)

Вот такое чудо встречается в стране бывших советов. На фото – ЭБУ с идентификатором прошивки 1 205 DM52 , не «I» или «А», как принято, а именно «1 ». Внутри этого блока – I203 EK34 , элементы, необходимые для 16 V не запаяны. Код двигателя 2111 , ID (205 ) от 21124 . Короче – полный фарш недоразумений.

Внимание! В марте 2007 г. появилась еще одна «рукотворная» модификация ПО для «длинной» Нивы, скорее всего от ОПП. Под знакомой по Bosch M7 .9 .7 «самопальной» наклейкой – обычный Январь 7 .2 21114 –1411020 -32 с идентификатором I204 DO57 . Прошивка внутри названа не без юмора – I233 LOL1 .

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7 .2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М73 для норм Евро‑3 .

Вычислительные возможности процессора ST10 F273 , который используется в данном ЭБУ позволяют реализовать сложные алгоритмы управления с применением матмодели двигателя для выполнения норм токсичности Евро‑3 и Евро‑4 . Несмотря на это, АвтоВАЗ пошел по несколько иному пути: ПО для данного ЭБУ алгоритмически практически полностью повторяет ПО Января‑7 .2 последних версий (прошивки CO/DO). Скорее всего, этот тип ЭБУ изначально планировался как «переходный» вариант к принципиально новым алгоритмам управления двигателем, реализованным в ЭБУ M73 .

Производитель ЭБУ (в данном случае НПО «Итэлма») и тут не смог обойтись без сюрпризов. Была выпущена небольшая партия ЭБУ, с аппаратными различиями в канале обработчика датчика скорости без изменения шильдиков и идентификации прошивок. Т.е прошивки таких блоков имеют те же наименования, что и «обычные», но запись в блок прошивок от «старой» аппаратной реализации приводит к отсутствию сигнала ДС и ошибок, связанных с датчиком скорости. Для того, что бы адаптировать прошивки к данному ЭБУ, необходима небольшое изменение кода программы, которое можно произвести специальной утилитой .

Работа с блоком Январь‑7 .2 + в полном объеме поддерживается в нашем загрузчике CombiLoader и в редакторе калибровок ChipTuningPRO. Учитывая тот факт, что алгоритмы управления идентичны предыдущему поколению «Январей», не возникает никаких сложностей по калиброванию этого ПО.

С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи‑7 .2 , полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2 .

Фото платы Январь 7 .2 + 16 V (высокое разрешение)

2008 ‑й год поставил вне закона установку на новые автомобили ЭСУД, удовлетворяющих нормы токсичности хуже ЕВРО‑3 . В связи с этим на новых автомобилях появились новые ЭБУ – М73 . Схемотехнически это – «родственник» Микас-11 и Январь 7 .2 +.

Фото платы

Новые контроллеры М73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):

21124 –1411020 -12 854 .3763 .000 –02 45 7311 XXXX М73 Е3

21114 –1411020 -12 855 .3763 .000 –02 45 7311 XXXX М73 Е3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):

21067 –1411020 -22 851 .3763 .000 –01 45 7311 XXXX М73 Е3
21114 –1411020 -42 «Калина»

(обратите внимание, что эти контроллеры может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас-11 . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас-11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас‑7 .1 , а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь‑5 /7 ). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Проект ВАЗ (для «классики») имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь‑7 .2 . Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь‑7 .2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Фото платы.

Фото платы М73 8 V (высокое разрешение)

Фото платы М73 16 V (высокое разрешение)

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7 .2 +, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М7 .3 в Январь 7 .2 +

Редактирование прошивок и программирование этих блоков поддерживается продукцией SMS-Software: Combiloader и ChipTuningPro c соответствующими модулями.

Производитель предпринимает попытки защитить свою продукцию от несанкционированного доступа – с середины 2009 года часть контроллеров пр-ва «Автэл» защищены от чтения и записи (аналогично контроллерам Микас-11 ЕТ). В 2010 должна быть внедрена защита и в контроллерах «Итэлма». Будьте внимательны, программировать без риска «завалить» блок их можно только программатором «Combiloader» со специальным модулем для защищенных блоков (Микас-11 /М73 А).

Аппаратно блоки постоянно модифицируются. В начале 2010 г. появились разновидности ЭБУ с заводской наклейкой-стикером «ДПКВ» (Смотрите на фото) справа от основного стикера. При этом идентификатор прошивки (в данном случае, A317 DB04 ) остался прежним. При этом конфигурация процессора изменена и некоторые элементы. Блоки для классики не работают, если пытаться переделать их в Январь 7 .2 + или запрограммировать в них предыдущее ПО. С передним приводом такого не происходит.

Фото платы (со стикером «ДПКВ»)

Начиная с конца 2009 года все новые версии ЭБУ M73 и Микас-11 являются «закрытыми», то есть защищенными от чтения и записи прошивки обычными способами. При попытке чтения такого ЭБУ через BootLoader процессора, считанный дамп будет содержать «мусор» в виде последовательности байт: 9 B 00 9 B 00 9 B 00 … При попытке чтения диагностическим методом (без вскрытия ЭБУ) загрузчик выдаст сообщение «Ошибка запуска бутлоадера». Обратите внимание, что в этом случае нельзя производить попытку записи прошивки в блок обычными способами, это может привести к полной неработоспособности ЭБУ!

В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M73 . С целью удешевления из схемы была исключена микросхема TDA3664 , которая обеспечивала питание процессора и ОЗУ во время отключения зажигания. Разумеется, при этом все накопленные данные адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А)303 CF06 и I(А)327 RD08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM. При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось. Для того, чтобы реализовать этот алгоритм, в блоке должна быть установлена микросхема EEPROM 95160 (или Atmel 25160 ), вместо ранее устанавливаемой 95080 . Таким образом, получается, что для работы старых версий прошивок в ЭБУ должна быть установлена TDA3664 и EEPROM любого размера, а для новых прошивок - TDA3664 не нужна (но если установлена, то не помешает работе), а EEPROM должна быть удвоенной емкости (95160 или 25160 ). Учитывайте данные особенности при чип-тюнинге этих ЭБУ, в противном случае, система не сможет нормально работать. Следует заметить, что последние блоки M73 старой аппаратной реализации уже имели EEPROM удвоенной емкости, поэтому, они наиболее универсальны, в них можно «лить» любую прошивку. И, разумеется, на новых модификациях «не прокатит» народный метод обнуления данных самообучения и ошибок методом «снятия клеммы АКБ».

На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)


На исходе 2010 года на а/м семейства ВАЗ начали устанавливать серийно электронную дроссельную заслонку, электронную педаль и поддерживающие данные устройства контроллеры Bosch M17 .9 .7 (а/м «Приора») и М74 (производство «Итэлма», а/м «Калина»). Контроллеры имеют оригинальную проводку и разъемы, не совместимы с предыдущими ЭСУД и несовместимые между собой.

Этот ЭБУ, с процессором семейства TriCore, впервые появился в 2009 ‑м году на автомобилях УАЗ, а в ноябре 2010 -го « поехали» первые серийные (на несерийных образцах данный блок впервые был обнаружен на авто 2007 года) автомобили « Приора», оснащенные данным контроллером. На автомобилях УАЗ существуют две модификации М17 .9 .7 (механическая педаль газа) и ME17 .9 .7 (с электронным дросселем EGAS).

На а/м ВАЗ устанавливается только МЕ17 .9 .7 . Программирование данного блока возможно с помощью программатора Combiloader в режиме BSL (J2434 , чтение/запись flash/eeprom) с помощью адаптеров J2534 Dialink (или OpenPort 2 .0 ) или диагностическим методом (К‑Line или CAN). ЭБУ МЕ17 .9 .7 для ВАЗ и УАЗ аппаратно практически идентичны, отличие только в одном резисторе. Программное обеспечение (ПО) для данных ЭБУ может иметь различие и быть несовместимо. Например, прошивка а/м « Приора» B574 DD02 , созданная для работы с определенным типом приборной панели и имеющая функции управления панелью по CAN, несовместима с более ранними версиями. При записи более старой прошивки в такой ЭБУ перестает работать индикация на приборной панели.

Bosch ME17 .9 .7 заставил старушку «Ниву» с новым именем «Lada 4 x4 » выполнять нормы Евро‑6 ! Смотрите шильдик B516 HK05 с автомобиля, поставляемого на экспорт. В идентификаторе 4 ‑й символ – нормы токсичности.

Крупное фото платы (монтажа) Bosch ME17 .9 .7

В конце 2015 г., вслед за автомобилями УАЗ, на Нива-Шевроле появилась очередная модификация: Bosch M(E)17 .9 .71 , 21230 –1411020 -50 . Блок аппаратно отличается от 17 .9 .7 , программируется модулем Combiloader Tricore TC17 xx (BSL) или Bosch ME17 .9 .7 OBD, но, только после снятия защиты (разблокировки) ЭБУ с помощью модуля BSL Tricore TC17 xx.

Крупное фото платы (монтажа) Bosch ME17 .9 .71

М7 .4 (M74 K)

Впервые данные ЭБУ появились в ноябре 2010 года на автомобилях семейства « Калина » , оснащенных электронным дросселем и электронным приводом дроссельной заслонки.

С 2011 года все новые автомобили, сходящие с конвейера, включая автомобили классической компоновки, должны соответствовать нормам Евро‑4 . Блоки М74 и М74 К несовместимые и разные по схемотехнике. М74 К, по сути, не является М74 , это « глобальная» модификация блока М73 , т.е используется процессор ST10 F273 (такой же, как в Январь 7 .2 + и М73 ), чтение/запись программатором Combiloader возможны в режиме М73 .

ЭБУ М74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

Программирование М74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC27 x5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.

Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I444 CB02 и I444 CC03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I444 CD04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.

На автомобилях « Лада Гранта» устанавливаются контроллеры М74 11186 –1411020 -12 , чтение/запись которых осуществляется только по CAN шине. Для чтения/записи этих контроллеров необходим модуль Combiloader M74 _CAN, адаптер Dialink (или OpenPort 2 .0 ) и соответствующий кабель.

В связи с появлением данного типа контроллера кабель М74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.

Аппаратные различия, внутри одного семейства, на этом не заканчиваются, М74 , берущие сигнал скорости с ДС на КПП и, отличаются аппаратно от М74 , сигнал на которые идет с АBS. Различия наглядно представлены на фото .

Начиная с ПО версии xxxxxI xx (например I444 CI 07 ) вместо внешней микросхемы EEPROM в ЭБУ используется внутренняя FLASH процессора для хранения данных. При работе с EEPROM ЭБУ всегда выбирайте соответствующее расположение области хранения данных. Программатор « Combiloader» при работе с FLASH контроллера область (0 xC0000 -0 xD0000 ), отведённая для использования в качестве внутренней EEPROM, не считывается и не записывается независимо от выбора типа EEPROM. Используйте вкладку EEPROM с выбором « Внутр.EEPROM» для получения доступа к данной области. В серийных версиях ПО, предназначенных для ЭБУ с внешней EEPROM, указанная область не используется.

По состоянию на конец 2015 года АвтоВАЗ просто поражает многообразием модификаций М74 , установленных на автомобили. В настоящее время существует несколько аппаратных вариантов блоков: 4 .12 , 4 .15 , 6 .36 , 6 .37 , 6 .38 . Причем самая неразбериха происходит с блоком 11186 1411020 -22 (а/м « Гранта» ). С одинаковым номером может быть версия 4 .12 (условно – « старая» ) и 6 .36 (« новая» ). Никаких внешних отличий нет, ориентироваться можно только по идентификатору ПО. Всего существует (на 12 .2015 ) 16 вариантов по PN. Только для а/м « Гранта» существует 9 модификаций (11183 62 , 11186 22 , 11186 23 , 11186 90 , 11186 49 , 21126 67 , 211126 77 , 21127 62 , 21127 63 ).

Поздние версии M74 могут иметь двойную маркировку (например, 21127 1411020 -54 и 8450104480 , прошивка I475 MD2012 году, предполагается как альтернатива Bosch ME17 .9 .7 , предназначенная для замены ЭБУ без переделки проводки – блок имеет аналогичную 17 .9 .7 колодку с совпадающей распиновкой. Предполагается, что блок сможет заставить выполнять ВАЗовский двигатель нормы Евро‑5 . Впервые блок применен на а/м «Приора» 1 ,6 л, 16 V, 2012 г. выпуска.

Фото платы М75 (высокое разрешение) .

ЭБУ M74 .5 . Эта ЭСУД устанавливается с середины 2013 года на автомобили с двигателем 21127 , оснащенным системой регулируемой геометрии впускного тракта и датчиком абсолютного давления вместо привычного ДМРВ. Несмотря на наименование «M74 » и использование разъемов, аналогичных М74 , программное обеспечение этой системы является дальнейшим усовершенствованием ЭСУД M75 , а не M74 , как можно было бы предположить. В алгоритмическую модель, по сравнению с M75 , были внесены некоторые существенные изменения: алгоритм управления клапаном переключения геометрии впуска, новый алгоритм расчета циклового наполнения на основе абсолютного давления, новый алгоритм расчета ЦН в режиме работы «по дросселю», индивидуальные коррекции ЦН по цилиндрам и др.

ЭБУ M86 . Эта ЭСУД устанавливается с конца 2015 года на автомобили Лада Веста и XRAY. Проект M86 является дальнейшим развитием систем управления двигателями M74 /M75 . Производитель ЭБУ - НПП « ИТЭЛМА» . По аналогии с системами прошлого поколения M74 и M75 , в новом проекте будет применяться два различных типа программного обеспечения: ПО производства ВАЗ и ПО производства « ИТЭЛМА» . M86 построен на высокопроизводительном 16 -разрядном микроконтроллере Infineon SAK-XC2768 , имеющим, по сравнению с микроконтроллером ЭБУ M74 , больший объём FLASH и RAM. Для управления периферийными устройствами применена современная комбинированная IC Infineon TLE8888 QK, которая содержит в себе полный набор компонентов для построения системы управления 4 ‑цилиндровым двигателем. Эта интегральная микросхема включает в себя 5 ‑вольтовые источники питания, интерфейсы CAN и LIN, интеллектуальные драйверы управления форсунками и ключами зажигания, интеллектуальные ключи и другие компоненты.

Начиная с этого блока начинается уход от привычной «Вазовской» маркировки блоков управления, вида 21127 1411020 -22 и переходит на «Бошевскую» маркировку.

.…to be continued.

Внимание! Фото высокого разрешения предоставлены А. Михеенковым (aka ALMI). На них полностью просматривается топология плат и номиналы применяемых элементов. Фото находятся в архивах размером 3 25 Mb. Автором запрещено размещение данных фотографий на сторонних интернет – ресурсах без согласования и разрешения.