Как выучить итальянские правила дорожного движения. Особенности вождения в италии. Как не получить штраф за превышение скорости

Есть ли различия между итальянскими правилами дорожного движения и российскими? Где можно парковаться и что такое зона с ограниченным движением в Италии? Какие здесь существуют негласные правила между автовладельцами, и сколько платить за нарушение правил?

Давайте рассмотрим все по порядку!

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Итальянские ПДД (codice della strada) в целом не сильно отличаются от российских, но нарушают их здесь гораздо реже. Договориться с представителем дорожной полиции (polizia stradale) лучше даже не пытаться, это только ухудшит ситуацию. Как правило, здесь вообще редко встречаются инспекторы, ведь итальянские дороги оборудованы большим количеством регистрирующих камер.

Итак, основные моменты в итальянских правилах дорожного движения, на которые стоит обратить внимание:

  • Большая часть перекрестков в Италии – это движение по кольцу. Приоритетом отдается автомобилям на кругу.
  • Поворот влево должен выполняется так, чтобы центр перекрестка оставался справа от машины. Таким образом, автомобили, направляющиеся навстречу друг другу, смогут спокойно разъехаться. Центр перекрестка может оставаться слева лишь при наличии знака «движение по кругу».
  • Запрещено выполнять разворот на участке с двусторонним движением вблизи поворотов, неровностей на дороге и на перекрестках.
  • Под знаком "стоянка запрещена" вы не имеете права оставлять машину даже на пару минут.
  • За пределами населенных пунктов в дневное время вы обязаны включить фары ближнего света.
  • Максимальная скорость движения в населенном пункте – 50 км/ч, вне населенного пункта – 90 км/ч, на автомобильной дороге – 110 км/ч, на автомагистрали – 130 км/ч.
  • После обгона необходимо обратно занять правый ряд – движение в левой полосе не принято.
  • Аптечка и огнетушитель не обязательны, главное иметь с собой знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.
  • Запрещено пользоваться телефоном без гарнитуры hands free.
  • Допускается содержание алкоголя в крови водителя до 0,5 ‰.

В крупных населенных пунктах можно встретить знак «zona traffico limitato» (зона с ограниченным движением), который запрещает въезд в определенные дни и время в некоторые районы, как правило, исторические центры. Но если вы забронировали гостиницу в такой зоне, желательно заранее отправить им данные своего автомобиля и затем вы сможете въезжать в эту зону без ограничений.

ДОРОГИ

Итальянские дороги делятся на следующие категории:

  • Дорога местного значения (strada provinciale) – обозначается SP и далее номер, максимальная скорость 50 км/ч.
  • Междугородняя дорога (statale) – бесплатная и как правило имеет только по одной полосе движения, обозначается SS на синем фоне и имеет максимальную скорость 90 км/ч.
  • Бесплатные трассы (superstrada) – бесплатная дорога с хорошим покрытием, максимальная скорость 110 км/ч.
  • Платная автострада (autostrada) – скоростная магистраль с максимальной скоростью 130 км/ч. Обозначается на зеленом фоне буквой A и номером.

Для въезда на платную автомагистраль необходимо из автомата взять билет (тогда откроется шлагбаум), в конце пути необходимо произвести по нему оплату. При съезде в пропускном пункте вы увидите следующие обозначения: Желтая полоса Telepass – для владельцев этой бесконтактной системы оплаты; синяя полоса – для самообслуживания, оплата банковской картой; белая полоса – оплата наличными операторы либо в автомате.

ШТРАФЫ

Отличительной особенностью является то, что при оплате штрафа на месте нарушения ПДД его сумма составит ¼ от максимальной. При этом вы получите официальную квитанцию. Если же нарушение совершено в период с 22:00 до 07:00, то штраф увеличится на треть.

Обращайте внимание на дорожные знаки, ведь при неправильной парковке полиция имеет право увезти вашу машину (причем за ваш же счет).

Путешествуя на машине через автострады, не удивляйтесь отсутствию полиции, здесь везде установлены контролеры скорости. В случае превышения лимита они регистрируют машину – за собственное авто штраф и фото приходят владельцам на почту, с арендованной машины штраф получает прокатная компания (деньги на его оплату будут списаны с вашей карты, даже если вы уже уехали из Италии).

Штрафы за некоторые нарушения ПДД в Италии:

Нарушение

Штрафы, евро

Превышение скорости не более 10 км/ч

Превышение скорости от 10 км/ч до 40 км/ч

Превышение скорости от 40 км/ч до 60 км/ч

Превышение скорости свыше 60 км/ч

Проезд на запрещающий сигнал светофора

Невыполнение требований запрещающих знаков или
дорожной разметки

Нарушение правил пересечения железнодорожного переезда

Несоблюдение дистанции

Любой обгон с правой стороны, за исключением случаев,
когда это разрешено

Обгон там, где это запрещено знаками или дорожной разметкой

ПАРКОВКА

Найти свободную парковку в туристической зоне популярных городов Италии достаточно проблематично. Чаще всего она платная, либо с временными ограничениями.

В большинстве городов приняты следующие обозначения парковок: белая линия – бесплатная парковка; желтая – для жителей зоны, для инвалидов; синяя линия – платная. Оплачивать паркинг возможно в специальных автоматах либо табакериях (маленькие магазинчики по продаже табака и билетов на общественный транспорт), чек необходимо положить под лобовое стекло автомобиля. Стоимость часа может меняться не только от города к городу, но и от зоны, района и даже улицы.

Комфортного и уверенного покорения Италии!

В Италии водитель обязан иметь при себе и предъявлять для проверки следующие документы:

  • водительское удостоверение международного образца;
  • технический паспорт на транспортное средство;
  • транспортную страховку на автомобиль («зеленую карту»).

Действующий в Италии скоростной режим предусматривает движение в населенных пунктах со скоростью не более чем 50 км/ч, а вне населенных пунктов — от 90 до 110 км/ч. Максимальная разрешенная скорость на скоростных автострадах — 130 км/ч.

Задние противотуманные фонари на транспортных средствах разрешается использовать только при условии, что видимость дороги в одном направлении составляет не более 50 м.

Как и в России, управляя автомобилем в Италии, разговаривать по мобильному телефону можно только с использованием системы «свободные руки».

Для итальянских дорог характерны перекрестки с круговым движением. Помните: если иное не предписано дорожными знаками либо иными средствами организации дорожного движения (светофорами, разметкой и др.) — преимущество имеют транспортные средства, находящиеся на кругу. Однако в реальных дорожных условиях это положение ПДД часто игнорируется, поэтому всегда будьте бдительными. В наших Правилах подобной оговорки нет, и при отсутствии дорожных знаков и иных средств организации дорожного движения проезжать круговой перекресток необходимо в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрестков.

Характерные особенности имеют в Италии правила остановки и стоянки. В частности, предназначенные для парковок места могут обозначаться разными цветами:

  • синей полосой — платные парковки;
  • белой — бесплатные;
  • желтой — для автобусов, такси и других транспортных средств общего пользования.

Парковка запрещена в местах, которые обозначены черно-желтой полосой.

В некоторые итальянских населенных пунктах имеются так называемые «зеленые места» для парковок. По будним дням с 9.30 до 16.00 парковка на них запрещена.

В соответствии с итальянскими ПДД в автомобиле необходимо наличие запасных лампочек, а также двух знаков аварийной остановки в виде красных треугольников для обозначения транспортного средства при возникновении нештатной или аварийной ситуации.

Если на автостраде или иной дороге вам пришлось покинуть автомобиль (например, при возникновении неисправности), то обязательно пользуйтесь специальным светоотражающим жилетом желтого или оранжевого цвета, который должен быть в каждой машине — таково требование итальянских ПДД.

Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика в Италии карается штрафом до 65 евро. За управление автомобилем в состоянии опьянения штрафные санкции начинаются от 328 евро. Если вы превысите максимально дозволенную скорость движения не более чем на 10 км/ч, то будете оштрафованы на 22 евро. Превышение скорости не более чем на 40 км/ч карается штрафом до 131 евро.

Все скоростные автомобильные дороги на территории Италии являются платными. Рассчитываться за пользование автодорогами можно как пластиковыми картами, так и наличными деньгами.

Неоплата за проезд по автомобильной дороге в Италии карается строго. В соответствии с местными Правилами дорожного движения за такое нарушение на виновного налагается внушительный штраф, минимальный размер которого составляет?300. Поэтому до конца поездки обязательно сохраняйте квитанцию об оплате.

В Италии на скоростных трассах и в большинстве крупных городов имеются круглосуточные автозаправочные станции. Остальные АЗС функционируют с 7.00 до 12.30 и с 15.30 до 19.30. Воскресенье для многих бензоколонок является выходным днем.

Взять в аренду автомобиль в Италии и самостоятельно поехать навстречу приключениям — это интересное и заманчивое занятие. В Италии существует множество фирм, которые предложат вам арендовать любой подходящий вам автотранспорт. Кстати, на итальянском языке аренда автомобиля звучит, как noleggio auto.

Правильным решением будет заказ автомобиля заранее через интернет, это сделает процесс аренды более легким и удобным для вас. Однако можно арендовать машину прямо в аэропорту, или в том населенном пункте «Большого сапога», откуда вы желаете начать свой тур по Италии. Впрочем, при бронировании через интернет доступны ровно те же варианты — аэропорт, вокзал или же офис прокатной конторы непосредственно в городе.

В зависимости от города цены варьируются в небольших пределах, но в среднем автомобиль класса С в комплекте с навигатором и страховкой обойдется вам в 60-80 евро в сутки.

Для любителей сэкономить финансы, существует неплохой вариант. Если перейти с сайта некоторых авиакомпаний по ссылке на сайт компаний, специализирующихся на предоставлении услуг по прокату автомобилей, то можно получить скидку. Самый большой бонус предоставляется за переход по ссылке с сайтов таких бюджетных авиаперевозчиков, как WindJet и RyanAir. Однако есть одно «но». Данная скидка распространяется только для автомобиля бюджетного класса.

Для удобства клиента компании позволяют брать в аренду транспортное средство в одном населенном пункте, а сдать его обратно можно будет в любом другом городе. Хотя таков вариант обойдется немного дороже.

Кроме того, при желании Вы сможете взять в прокат эксклюзивный автомобиль, будь то какой-либо раритет или новенький Ламборджини. Такие услуги обычно предлагают небольшие частные фирмы. Разумеется, и стоить это удовольствие будет намного дороже, и требования к водителю будут жестче.

Разобраться в непростых и «замудренных» развязках итальянских дорог поначалу не просто. В данной стране чаще всего встречаются круговые развязки. Приоритет движения в подобном случае имеет тот автомобиль, который уже едет по кругу. В Италии практически полностью отсутствуют развязки типа «бабочка».

Документы и страховка при аренде авто в Италии

Для того, чтобы взять в прокат транспортное средство, Вам будут нужны российские права, а также водительское удостоверение международного образца, даже несмотря на то, что если у Вас уже имеется национальное водительское удостоверение образца 2011 года. Государственные органы Италии наказывают тех, кто ездит по территории государства только с национальными водительским удостоверением, штрафом в 300 евро и выше. Однако взять напрокат машину вы сможете, особенно мелкие прокатные компании не отказывают в выдаче машины при наличии только национального водительского удостоверения. В крупных же могут быть проблемы.

Помимо водительского удостоверения, Вам будет нужна банковская карточка, на которой должно находиться немалое количество финансовых средств. Эти средства (от 500 евро) служат залогом и будут заблокированы на случай наличия у Вас каких-либо штрафов или обнаружения проблем с автомобилем. Залог будет возвращен в течение 2-х — 4-х недель с учетом вычета всех штрафов и затрат на ремонт автотранспорта. Если с автомобилем все в порядке — депозит вернут в полном объеме. Во избежание недоразумений, при возврате автомобиля требуйте документально подтвержденный осмотр менеджером.

Самые жесткие условия, предъявляемые к сдаче документов и залогу, у крупных международных агентств по прокату. Как ни странно, у более мелких региональных компаний по аренде автомобилей, условия менее жесткие. Местные фирмы стараются создать для туристов более привлекательные условия.

Как правило, в стоимость предлагаемых услуг проката автотранспортного средства в Италии входят:

  • Пробег на любое расстояние;
  • Страхование от похищения авто и от повреждений с франшизой, а также страхование третьих лиц;
  • Местный налог на добавленную стоимость.

Заплатив дополнительные денежные средства, Вы сможете получить суперстраховку, детское удерживающее устройство, а также навигатор с загруженной картой региона.

Медицинская туристическая страховка . Укажите страну и даты поездки, после чего выберите подходящий вариант и оформите полис.

Топливо и АЗС в Италии

В Италии Вы сможете заправиться на выбор неэтилированным 95-ым либо 98-м бензином, а также дизтопливом, именуемым здесь Gasolio. Разумеется, дизтопливо стоит дешевле, однако арендовать автотранспортное средство, работающее на «солярке», будет немного дороже.

По статистике, в Италии цены на топливо превышают стоимость бензина в других странах Евросоюза. Так, один литр бензина стоит сейчас около 2-х евро. Самые последние изменения цен на дизельное топливо и бензин различных марок в Италии Вы можете посмотреть .

Легко, быстро и в любое время суток Вы сможете заправиться только на автостраде. На всех остальных дорогах с этим делом гораздо сложнее. Здесь не функционируют автозаправки в выходные, праздничные дни и в темное время суток. Оплата за бензин часто осуществляется только через специализированные автоматы, которые не принимают иностранные банковские карточки, поэтому всегда возите с собой немного наличных.

Въезжая на автозаправку в городе в любое время суток, всегда обращайте внимание на висящую табличку Aperto, что означает, открыто либо табличку Chiuso, которая гласит, что автозаправка закрыта.

Особенности ПДД в Италии

ПДД по-итальянски звучат как «Codice della strada» и практически не отличаются от российских правил дорожного движения. Главное отличие — здесь они строго соблюдаются всеми участниками дорожного движения. Поэтому рекомендуем Вам строго соблюдать местные правила дорожного движения, вежливо и бесконфликтно общаться с другими водителями и вовремя оплачивать штрафы, если Вы что-то нарушили, тем более что если вы не оплатите штраф, то потом могут быть проблемы с получением визы.

Ни в коем случае не пробуйте «договориться» с полицейским и дать ему взятку — это будет иметь негативные последствия, которые будут чреваты для Вас.

Верона

Этот город расположен в одном часе езды от Венеции, и количество мест на автостоянках в центре ограничено. На карте города имеется информация обо всех автостоянках, платных и бесплатных, расположенных в городской черте. Ближайшая к центру автостоянка расположилась вблизи площади Porta Palio.

Пиза

Недорогая автостоянка расположена на улице Via Atleti Azzurri Pisani недалеко от железнодорожного вокзала. От парковки до знаменитой «Падающей башни» пешком идти не более пятнадцати минут. Час парковки стоит чуть меньше евро, а после двух часов пополудни — бесплатно.

Сиена

Средняя цена автостоянки в этом граде равна одному евро. Также муниципальная власть содержит некоторое количество бесплатных стоянок, одна из которых расположена рядом с железнодорожным вокзалом. От этой стоянки до центра Сиены идти двадцать минут. Обо всех платных и бесплатных автостоянках можно найти информацию на этом сайте .

Орвието

В этом старинном городе улицы не пригодны для перемещения на машине (очень узкие) и без особой надобности в него лучше не заезжать. Естественно, что при такой инфраструктуре количество мест на автостоянках ограничено. После 20 -00 все свободное пространство на улочках и площадях занято автомобилями аборигенов. По действующему правилу муниципалитета, машины должны быть убраны до восьми часов утра.

Монтальчино

Этот городок славится производством вина Brunello di Montalcino, которое можно купить в любом количестве. Бесплатная автостоянка расположилась перед въездом в городок, но оттуда надо идти пешком вверх минут двадцать. Только не употребляйте вино перед тем как сесть за руль!

Платная автостоянка находится на улице Via Roma и стоимость одного часа в 2019 году равнялась 1,30 €. В этом старинном городишке есть еще одна платная автостоянка, которая расположена рядом с муниципальной площадью, но она маленькая и на ней всегда проблемно припарковать автомобиль.

Монтепульчано

Бесплатная автостоянка расположилась вдоль дороги при въезде город и, также как и в Монтальчино, до центральной части населенного пункта придется добираться пешком. Платная автостоянка расположена вблизи площади Piazza Grande и стоимость одного часа равняется одному евро и тридцати центам.

Амальфи

Это город расположился на живописном берегу одноименного побережья, и совсем недавно автомобилисты испытывали серьезные проблемы с парковкой автомобилей. Но некоторое время назад была сооружена большая автостоянка Luna Rossa, вместимостью двести автомобилей. Парковка расположена перед въездом в город, и час стоянки автомобиля стоит три евро, или тринадцать евро в сутки. Вместе с парковкой внутри возвышенности построили проход для пешеходов, который выводит туристов на городскую площадь.

Автомобильная дорога, которую назвали «Nastro Azzurro» тянется вдоль прекрасного Амальфитанского побережья, что делает поездку незабываемой, а сама дорога является одной из самых живописных в мире.

Лукка

Сразу после въезда в старинную часть городка через ворота Виктора Иммануила находится автостоянка, она будет справа по курсу.

Баньореджо

В этом городке парковка платная с 8:00 до 20:00 и расположена под мостом. Первый час парковки стоит два евро, а все последующие часы — по одному евро. В Баньореджо находятся и бесплатные автостоянки. Одна из них расположена на площади недалеко от улицы Via Don S.

Монтефьясконе

Этот город знаменит своими итальянскими винами и тем, что расположен на высоте 600 м над уровнем моря. Бесплатная автостоянка в Монтефьясконе расположилась на улице Via del Castagno.

21.9k (250 за неделю)

Особенности дорожного движения в Италии

Передвигаясь по Италии, вы непременно столкнетесь с особенностями дорожного движения. По их правилам дорожного движения, при езде на любых транспортных средствах за пределами населенных пунктов обязательно круглосуточное включение ближнего света фар. Запрещается:
— не пользоваться ремнями безопасности;
— разговаривать по мобильному, кроме как при помощи наушников;
— необоснованно включать противотуманные фары, за одно это вы можете получить 65 евро штрафа. Задние противотуманные фары разрешено включать, если зона видимости не меньше 50 метров.

Учтите, что в Италии правостороннее движение, посему обгонять движущийся впереди транспорт разрешается только слева. Превышение скорости в обязательном порядке будет зафиксировано видеокамерами, которые повсеместно установлены вдоль автомобильных трасс. Скоростные пределы здесь действуют такие же, как во всех странах Евросоюза. На автостраде — 130 км/час, на магистрали и вне населенных пунктов — 110 км/час, на второстепенных трассах — 90 км/час, а в населенных пунктах — 50 км/час.

Ситуация на автострадах находится под неусыпным контролем аппаратов Autovelox, которые фотографируют автомобили, превышающие скорость движения. Есть и усовершенствованная модель контроля скоростного режима. Система Tutor способна вычислить скорость движения автомобиля, с которой он двигался в промежутке между двумя аналогичными аппаратами, а не только определяет ее, когда он движется в радиусе зоны охвата аппарата. Это вычисление происходит путем сравнения скорости и расстояния.

В соответствии с итальянскими правилами дорожного движения любое транспортное средство должно быть оборудовано двумя треугольниками — знаками аварийной остановки. Также в случае аварии водителям предписывается надевать желтый или оранжевый светоотражающий жилет, когда они находятся вне транспортного средства.

В движении по кольцу есть свои особенности. Когда место пересечения не оборудовано дорожным знаком, преимущество проезда за теми транспортными средствами, которые уже движутся по кольцу. Но на деле это преимущество зачастую не учитывается, нужно быть к этому готовым.

Указатели в этой стране расположены очень необычно. Они повернуты не прямо на искомую улицу, а под углом, поэтому с непривычки очень легко запутаться. Если вы поедете не в том направлении, зачастую вернуться тем же путем не представится возможным, потому что большинство улиц Италии имеют одностороннее движение.

Если вы намерены передвигаться по Италии на автомобиле, нелишним будет ознакомиться с нарушениями, за которые вас могут оштрафовать. Вот перечень самых распространенных нарушений и сумма штрафа за их совершение.
1. Когда вы превысили скорость до 10 км/час, готовьте от 20 до 75 евро, до 40 км/час — 75—00 евро, а больше чем на 40 км/час - 190—760 соответственно.
2. Нарушение запрета на движение карается штрафом в сумме 190—760 евро.
3. Обгон в запретной зоне будет стоить вам от 75 до 300 евро.
4. Проезд без регистрации, это 12—45 евро.
5. Если вы превысили время вождения, это облегчит ваш кошелек на 40—150 евро, а превышение времени парковки на 19—75 евро.
6. Не забудьте о страховке, ее отсутствие отнимет у вас от 80 до 1520 евро, как и проезд на красный свет.
7. Ну, а если вас угораздило сесть в нетрезвом состоянии за руль, в лучшем случае вы выложите кругленькую сумму, но за это предусмотрено даже тюремное заключение. Следите, чтобы в крови содержалось не более 0,5 промилле.
8. Арестом может закончиться и ваша попытка дать взятку автоинспектору, дорожная полиция Италии отличается своей порядочностью и принципиальностью.

Основные виды топлива

Заправка автомобиля станет здесь дороже, чем в России. Литр бензина стоит от 1,2 до 1,5 евро. 95-ый, неэтилированный, senza Pb обойдется в 1,34 евро, 98-ой, Super senza Pb — в 1,39 евро. Обычное дизельное топливо, diesel, стоит 1,19 евро, а агрессивный — 1,23 евро.
Если автомобилю нужно топливо в виде газа, стоимость газа Gas GPL — 0,65 евро, газа метан — 1,83 евро. Всю нужную информацию о ценах на топливо вы сможете узнать из информационных табло, которые расположены по обочинам автострад. На них содержатся актуальные цены на все виды топлива на автозаправках, расположенных неподалеку. Интересный факт: выгоднее заправляться на колонках самообслуживания Fai da ate, где литр топлива будет стоить чуть меньше, чем на обслуживаемых колонках Servito. Нелишней будет информация и о том, что подавляющее большинство автозаправочных станций городов Италии не работают круглосуточно. График работы основных заправок с 07.00 до 12.30 и с 15.30 до 19.30. Воскресенье — выходной день. Круглосуточные автозаправочные станции расположены лишь вдоль главных автотрасс.
Пользоваться канистрами в этой стране категорически запрещено, даже их хранение находится под запретом.

Наличие стояночных мест

Припарковаться в крупных городах, тем более в центре крайне сложно. Как вариант, существуют платные парковки и подземные, часто автоматические. Иногда вообще действует запрет или ограничение на въезд в центр города. В отличие от крупных, в небольших городах этой проблемы не существует, и припарковаться вы сможете без труда. Для лучшей ориентации типы парковок различают по цвету полос. Если полоса белая, то парковка бесплатная, синяя означает платную парковку, а запрет на парковку обозначен черно-желтой полосой. Желтый цвет означает, что здесь парковаться могут только автобусы, спецтранспорт, жители этого района, клиенты различных заведений, постояльцы гостиниц и т.д. Плата за парковку с 08.00 до 20.00, в основном — 1 евро в час, а в остальное время бесплатная. Парковка автомобиля в центральной части городов и в зонах, где движение ограничено, будет стоить 1,20 евро в час. Разрешено оплачивать длительную парковку сроком до одного месяца. Платные парковки, помеченные синей полосой, имеют паркометры. Это автоматы, которые принимают деньги и выдают счета с действующими тарифами. Оплаченную квитанцию не забудьте оставить на виду под лобовым стеклом автомобиля. Когда вы припарковались в неположенном месте, вам могут заблокировать колесо, назначить штраф от 35 евро или увезти машину на эвакуаторе.

Необходимость уплаты дорожного налога

Транспортные средства, которые въезжают в центральные зоны, с 07.30 утра и до 19.30 вечера в рабочие дни, подлежат налогообложению. Это стоит 10 евро в день. Автомобилисты, постоянно въезжающие на центральную территорию города, могут купить многоразовый абонемент со скидкой до 50 процентов.

До недавнего времени величина дорожных налогов в Италии зависела от объема двигателя, измеряемого в лошадиных силах, теперь она измеряется в киловаттах. В различных регионах Италии сумма дорожного налога корректируется. К примеру, в Лацио легковой автомобиль обходится его владельцу в среднем 50 евро в год. Выплата дорожного налога производится лишь перед техосмотром.

Элитные автострады Италии являются платными. В атласах, на картах и дорожных знаках можно узнать, к какому типу относится дорога по латинским буквам. А—- автострада (autostrada), SS — государственные дороги (strade statale), SR — дороги регионального значения (strade regionale) и SP — провинциальные дороги. Указатели в сторону автострад имеют зеленый фон и белые буквы. Рядом с платной автострадой в обязательном порядке находится бесплатная трасса, менее комфортная. На ней указывают белые буквы SS на синем.

На дальние расстояния проще всего добираться, естественно, по автострадам. Ведь это дороги государственного значения, которые всегда качественно отремонтированы и оснащены всеми видами указателей. На них не бывает меньше двух полос в обе стороны, и, что тоже немаловажно, они ровные, не зависимые от населенных пунктов. Но за комфорт нужно платить, а подсчитать сумму можно, если знать, что каждые 100 километров обойдутся вам в 5 евро.

Расчет за проезд по итальянскому автобану ничем не отличается от других европейских стран. Въезд на автотрассу оснащен воротами, на которых установлены автоматы ALT Stazione, выдающие талоны с указанием места и времени. Пропускные пункты для разных видов транспорта тоже разные. Они обозначены указателями.

Платный участок заканчивается такими же пропускными воротами, где и производится оплата. Это происходит следующим путем: служащий пропускного пункта проверяет ваш талон на въезд с помощью электронной системы. После проверки сумма к оплате выводится на табло, находящееся перед вашим автомобилем. Иногда служащих заменяют автоматы. В такой автомат вставляется талон и оплачивается сумма, выведенная на табло. Оплату можно произвести любым доступным вам способом. Но есть и третий вариант оплаты проезда: автомобиль проезжает мимо шлагбаума, оборудованного электронным расчетным устройством Telepass или ViaCard. Эта система имеет возможность получить данные на расстоянии, после чего сумма просто списывается с вашего счета. При подсчете стоимости проезда берется километраж, расценки конкретной дороги и вид транспортного средства. Транспорт измеряется по количеству осей и его длины. Время поездки на сумме не отражается. Обязательно сохраняйте квитанцию, так как неоплаченный проезд облагается штрафом в 300 евро.

Порядок приобретения обязательного страхового полиса

Законодательство Италии предписывает страховать моторизированное транспортное средство с гражданской ответственностью по отношению к третьим лицам. Полис R.C.A. (ОСАГО) оплачивает ущерб пассажирам по максимуму. Водитель автомобиля в страховку не вносится, так как пассажиром не является. Максимальные размеры страховых выплат в случае ДТП устанавливаются в соответствии с максимальными суммами страховых компаний, это все прописывается в договоре R.C.A. Минимальные размеры устанавливаются в зависимости от нормативных актов. Если страхователь захочет, их можно повысить, что повлечет увеличение страхового взноса.

Также в Италии существует система bonus-malus, с ее помощью подсчитывается сумма страхового взноса, которая зависит от числа произведенных аварий. Водителю присуждается тот или иной класс страхователя, который может изменяться ежегодно. Большинство из них относится к 13-му классу. В этом случае R.C.A. стоит около 1300 евро в год. Полное же страхование автомобиля (КАСКО) обходится в 2500 евро. Когда за год водитель транспортного средства не совершил не одной аварии, ему понижается класс, а значит и за полис он платит меньше. Но если водитель становится виновником аварии, ему увеличивают оплату страховки на следующий год. Водительский класс имеет свойство понижаться и повышаться в зависимости от числа ДТП и не ограничен цифровыми пределами. В случае соучастия в ДТП, когда доказана вина обоих водителей, ущерб возмещают обе страховые компании.

Возможность использования национального российского водительского удостоверения

На территории Италии, как и во всех странах Европы, действительны российские водительские удостоверения, если имя водителя указано в них латинскими буквами. Если его нет, то вместе с российским вы должны будете предъявлять и международные права на вождение транспортного средства.

Аренда автомобиля

Арендовать автомобиль в Италии можно лишь по достижении 21 года, а кое-где с 23 лет, имея кредитную карту и паспорт для возможности заключения договора. В основном компании достаточно предъявить стандартные права, но в некоторых случаях требуется перевод на итальянский. Транспортные средства предоставляются компанией с полностью заправленным баком, в таком же виде их нужно и вернуть. Большая разница существует между крупными и мелкими компаниями, предоставляющими услуги по аренде автомобилей. Если вы хотите арендовать транспорт без лимита пробега, обращайтесь в крупные компании. Пусть в них выше цены, чем в мелких, но, кроме безлимитного пробега, автомобиль еще и страхуется на полную стоимость. Тогда как в мелких компаниях автомобиль страхуют всего лишь на 50 процентов его стоимости и учитывают километраж. В среднем цены на аренду транспортного средства таковы: от 40 евро в день и 200 евро в неделю. Это стоимость аренды машины эконом-класса без лимита пробега.

С легкостью в Италии можно арендовать и малые мототранспортные средства. Большие мотоциклы для путешествий по стране арендуют только агентства по прокату в крупных городах или туристических центрах. В основном агентства не сдают в аренду мотоциклы людям, не достигшим 18 лет. Многие компании берут в залог большую денежную сумму, а в случае кражи мотоцикла вам предъявят счет на оплату части стоимости мотоцикла.

ДТП: как принято действовать при создании аварийной ситуации в Италии

Если вы попали в ДТП без жертв, от вас требуется незамедлительно убрать транспортное средство с проезжей части или хотя бы переместить его к правому краю дороги, чтобы не создавать пробку. Когда отогнать автомобиль не представляется возможным, поставьте знак аварийной остановки, включите габариты, позвоните в техпомощь и ждите прибытия дорожной полиции. Если не возникает споров и сомнений по поводу виновника ДТП и обстоятельств аварии, и, к тому же, виновник согласен с обвинениями, водители, участвующие в аварии, заполняют протокол Дружественной констатации факта, иными словами, совместное заявление о происшествии. Этот протокол облегчает получение компенсации материального ущерба, ведь считается, что все обстоятельства ДТП выяснены и внесены в протокол.

10 0 1 1

Конечно, они очень похожи, как похожи правила движения во всём мире, однако тем и заметнее различия.
Одно из наиболее обращающих на себя внимание различий: обилие в итальянских правилах расплывчатых определений типа “вблизи”, “недалеко”, “в непосредственной близости от”, “в течение недолгого времени”, там где в российских ПДД непременно используются цифры, указывающие конкретное количество метров и минут - в итальянских правилах значительно больший упор делается на здравый смысл, чем на формальные определения. Многие понятия расписаны гораздо подробнее, а многие, наоборот, значительно более схематично.

Левый поворот

Разворот

ПДД России: разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

ПДД Италии: разворот запрещается на дорогах с двусторонним движением:
- вблизи поворотов, неровностей дороги и перекрёстков и непосредственно на них

То есть различие достаточно сильное: если в России привычнее для разворота доехать до перекрёстка и развернуться на нём, то в Италии это будет нарушением правил.

Обгон

В России: «Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Здесь же рассмотрим термин «опережение» , так как в итальянских правилах дорожного движения ему аналогов нет: «Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

В Италии: «Обгон» - манёвр, при котором транспортное средство опережает другое транспортное средство, животное или пешехода, которые движутся или остановились, по полосе движения или по части проезжей части, предназначенной для движения.

То есть в Италии определение более прозрачно: обгон - любое опережение кого-либо. Вы имеете право обгонять другую машину даже при одинарной или двойной сплошной при условии, что вы сможете осуществить этот маневр не пересекая сплошную.

Условия запрета обгона примерно совпадают, за некоторыми исключениями:
- в России обгон полностью запрещён перед железнодорожными переездами, в Италии он запрещён только, если переезд не оборудован барьерами и движение на нём не регулируется светофором.
- в России обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в Италии во всех этих местах обгон разрешён (запрещены только стоянка и остановка при отсутствии разрешающих знаков).

Не так давно из российских ПДД был исключен пункт о запрете обгона справа. В итальянских ПДД упоминается то, что обгон осуществляется обычно слева, и приводятся случаи, когда допустим обгон справа:
- если обгоняемый автомобиль намеревается поворачивать налево и он остановился с левой стороны проезжей части с односторонним движением
- если осуществляется обгон трамвая, который движется по центру дороги, или который остановился для посадки и высадки пассажиров в случае наличия островка безопасности.

Остановка и стоянка

В России: «Остановка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

В Италии: «Остановка» - временное (на небольшой период времени) прекращение движения транспортного средства по желанию водителя или пассажиров. Водитель не должен отдаляться от транспортного средства, чтобы иметь возможность в любой момент продолжить движение.

В России: «Стоянка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В Италии: «Стоянка» - длительное прекращение движения транспортного средства, при которой водитель имеет возможность от него удалиться.

То есть, итальянские правила дорожного движения с одной стороны мягче, так как вы не ограничены формальными пятью минутами, а с другой стороны жестче, так как удаляться от машины вы не имеете права. Вы не имеете права оставить машину даже на пару минут под знаком “стоянка запрещена” и сходить в магазин.

Запреты на места для стоянки и остановки в России и в Италии практически совпадают. В Италии также запрещена стоянка около контейнеров с мусором и около мест общественной гигиены.

Также, итальянские правила дорожного движения требуют, чтобы при стоянке и остановке в населённых пунктах, при отсутствии тротуара, вы оставляли пространство не менее метра для прохода пешеходов

Документы, аптечка, знак аварийной остановки и т.п.

Как и в России, так и в Италии водитель обязан иметь с собой права, техпаспорт автомобиля (водитель не обязательно должен быть владельцем, доверенность не нужна), а также страховку ОСАГО (R.C.A.). В Италии квадратный квиток с данными по страховке должен быть в обязательном порядке размещён на лобовом стекле, страховой полис также нужно возить с собой вместе с остальными документами.

Аптечка и огнетушитель по итальянским ПДД не обязательны, обязательно иметь с собой только знак аварийной остановки, а также светоотражающий жилет.

Дороги и автомагистрали

В России: «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Запрещается движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.

В Италии: «Автострада» — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и полосу для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На автострадах разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств: мотоциклов с объемом двигателя минимум 150 куб. см. и автомобилей, способных развивать скорость не менее 80 км/ч.

То есть в российском варианте и речи не идёт об отдельной полосе для аварийной остановки, которая идёт по всему протяжению автострады. Если же вспомнить ещё и о скоростных ограничениях — 130 или, в некоторых случаях, 150 на итальянских автострадах, и 110 на российских, то стоит вспомнить другое определение из итальянских правил дорожного движения:

Основная внегородская дорога (strada extraurbana principale) — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и оборудованная специальными зонами для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На дорогах данного типа разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств (запрещается движение велосипедов, мопедов и лёгких квадроциклов) и обозначенная знаками начала и конца. Максимальная скорость составляет 110 км/ч, указатели синего цвета.

То есть получается, что российским автострадам в Италии практически полностью соответствуют “основные внегородские дороги”, а для дорог, которые являются автомагистралями в европейском понятии, в России даже отсутствует определение.

Скоростной режим

Самая заметная разница - в максимальной скорости движения в населённых пунктах, в России она 60 км/ч, а в Италии - 50 км/ч (но на некоторых специальных городских дорогах может быть и 70 км/ч).

Знаки

Знаки в России и в Италии практически одинаковы, если не учитывать небольшой разницы во внешнем виде.

Цвета знаков практически совпадают. Стоит отметить лишь достаточно большое количество временных знаков на жёлтом фоне, требования к которым подробно расписаны в правилах.

Также, помимо стандартных цветовых обозначений для информационных знаков: белого, синего и зелёного, а также жёлтого для временных знаков, в Италии используется следующие цвета:

Коричневый, для обозначения мест, имеющих туристическое, историческое, культурное значение и т.п.
- Чёрный - для обозначения промышленных объектов
- Оранжевый - для обозначения остановок школьных автобусов и стоянок такси
- Красный - для обозначения средств экстренной связи и комплектов скорой помощи

Таблички

Некоторые таблички в России и в Италии немного отличаются.

Светофоры

Относительно светофоров в Италии и в России всё примерно одинаково, одинаковы и правила проезда перекрестков, регулируемых светофорами.

Небольшие отличия в Италии:
- зелёный мигающий отсутствует, после зелёного сразу загорается желтый (впрочем, это по правилам так, на некоторых светофорах конец действия зелёной фазы обозначается одновременно горящими зеленым и желтым).
- красный цвет часто бывает большего размера
- достаточно часто встречаются “мобильные светофоры”, регулирующие одностороннее движение во время ремонтных работ.

Сигналы регулировщика

Руки вытянуты в стороны

В России: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

В Италии: со стороны боков сигнал аналогичен зелёному сигналу светофора, разрешено движение прямо и повороты налево и направо. Со стороны груди и спины сигнал аналогичен красному свету светофора, движение запрещено.

Правая рука вытянута вперед

В России: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

В Италии: со стороны левого бока разрешено движение во всех направлениях, с остальных сторон движение запрещено.

Сигнал поднятой руки в России запрещает движение, в Италии аналогичен желтому сигналу светофора.

В России: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия

В Италии: в случае загромождения проезжей части в результате поломки транспортного средства или в результате аварии, водитель обязан незамедлительно освободить проезд, убрав транспортное средство за пределы проезжей части, или, если это невозможно, сместив его максимально близко к правому краю проезжей части. Вне населённых пунктов при невозможности быстро убрать препятствие, необходимо выставить знак аварийной остановки (в населённых пунктах этого делать не нужно).

Полицию необходимо информировать только в случае невозможности убрать с дороги транспортное средство или упавший груз, и, естественно, в случае наличия пострадавших.
Если повреждения при аварии невелики, и участников ДТП всего двое, они могут уладить вопрос о возмещении самостоятельно, без привлечения страховой компании (т.н. risarcimento diretto).
В противном случае, необходимо обратиться в собственную страховую компанию, которая и займётся всеми вопросами, связанными со взысканиями или с выплатами. Если ущерб, нанесённый происшествием, превышает максимальную сумму по страховому полису (минимальное значение - 774.685,35 евро), то оставшаяся к выплате сумма делится пополам между водителем и владельцем автомобиля, естественно, если автомобилем пользовались с его одобрения.

Neopatenti

В Италии имеются ограничения для тех, кто получил права недавно. Так, в первый год они имеют право водить только автомобили, для которых соотношение мощности автомобиля и его массы составляет 55 кВт на тонну, в последующие два года - 70 кВт на тонну.
Также максимальная скорость для них ограничена 100 км/ч на автострадах и 90 км/ч на остальных дорогах.

Алкоголь

В Италии допустимое содержание алкоголя в крови - 0,5 промилле.

Однако, для следующих категорий водителей допустимо только нулевое содержание алкоголя:

Водители моложе 21 года
- водители со стажем менее 3 лет
- профессиональные водители
- водители транспортных средств категорий C, D и E