Переход на зимние нормы расхода топлива. Методика исчисления расхода топлива. Бухучет по ГСМ для «упрощенки»

Любая компания в ходе своей трудовой деятельности использует транспортные средства, которые помогают ускорить производственный процесс.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы они работали в пользу компании, требуются немалые средства, которые в основном расходуются на покупку горюче-смазочных материалов. Крупные компании предпочитают иметь в своем штате специалиста, который занимается решением вопросов относительно ГСМ.

Он производит детальный расчет потребления ГСМ на основе анализа работы транспортных средств, устанавливает нормы потребления, списывает горюче-смазочный материал.

Что это такое

Под термином «норма» подразумевается величина затрат ресурсов, которая определяется на основании соответствующих нормативов, опираясь на организационно-технические условия трудовой деятельности.

Нормирование есть процесс, позволяющий установить предельно допустимые или оптимальные нормативные показатели.

Как правило, они устанавливаются с учетом распоряжений Министерства транспорта РФ, международных стандартов и правил, специфических особенностей сферы производственной деятельности, вида транспортного средства, степени его износа, марки и модели.

За основу расчетов принимается фактический объем израсходованного материала и сравнивается с нормативными значениями, вследствие чего устанавливается норма расхода ГМС на предприятии.

По общепринятым правилам нормирование расхода топлива предполагает применение базового показателя расхода ГМС, который определяется индивидуально для каждой модели, марки или модификации транспортного средства и расчетного показателя, который учитывает выполняемую транспортным средством работу, его эксплуатационные условия.

Компания осуществляет следующие виды мероприятия, чтобы установить нормы расхода топлива:

  • издается приказ руководителем компании о проведении замеров расхода топлива, который потребляет каждое транспортное средство;
  • производится оформление акта по результатам проведенных замеров. Причем акт составляется отдельно на каждое транспортное средство, которое числится в компании;
  • проводятся соответствующие вычисления, после чего устанавливается норма потребления топлива каждым транспортным средством;
  • разрабатывается специальное положение о норме потребления ГСМ, куда вносятся установленные в компании нормы. Положение утверждается на общем собрании коллектива в присутствии акционеров и учредителей.

Соответственно проведенным расчетам, установленным нормам в компании списывается израсходованный объем топлива. Процедура списания оформляется соответствующим актом, который находится в ведении материального бухгалтера.

Компании может всецело положится на нормы, которые установлены Министерством транспорта, не заниматься столь объемной работой.

Что, безусловно, и делают средние, небольшие компании и фирмы. Но в крупных компаниях повсеместно действуют свои нормы потребления и расходования топлива.

Нормы списания ГСМ в зимний период

Министерство транспорта установило нормы списания топлива с учетом дорожно-транспортных ситуаций, факторов напрямую связанных с природно-климатическими условиями.

Чтобы учесть их применяются поправочные коэффициенты, способствующие увеличить или уменьшить количество потребляемых горюче-смазочных материалов. Например, в отдельных регионах расход топлива в зимнее время увеличивается в разы в зимнее время.

В качестве температурной границы зимнего периода применить устойчивое понижение среднесуточной температуры окружающего воздуха на -5 0 С и ниже.

Как правило, норма списания ГСМ для отдельного сезона в регионах утверждается в индивидуальном порядке. На зимний период он устанавливается с 1 октября по 30 марта.

Например, в городе Москва с 1 ноября по 31 марта норма расхода увеличивается на 10%, а в Мурманской области на 15%.

В данном случае предусмотрено осуществление прогрева транспортного средства. Если наблюдаются значительные отклонения в сторону понижения температуры воздуха от среднестатистических показателей, то необходимо согласование принятого юридическим лицом решения с местной службой Росгидрометцентра.

В летний период

Некоторые руководители предприятий задаются вопросом, когда переходят на летние нормы списания ГСМ? Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера.

На работу охлаждающего оборудования в некоторых автотранспортных средствах уходит значительное количество топлива.

Если на транспортном средстве установлена система климат-контроль или кондиционер, то юридическое лицо может увеличить расход топлива на 7-10 % от базовой нормы.
Минтранс в своих рекомендациях предусмотрел поправочные коэффициенты на летний период. Соответственно его положениям с 1 апреля по 30 сентября при определении расхода на летнее время начинают применяться поправочные коэффициенты.

Они устанавливаются на основании решения руководителя предприятия, исходя от срока эксплуатации, наличия установленного в нем оборудования.

Переход на летний период списания ГСМ, равно как и на зимний осуществляется соответственно температуры окружающего воздуха.

Как правило, при среднесуточной температуре +5 0 С можно переходить на летний период. В обоих случаях переход оформляется изданием соответствующего приказа.

На легковые автомобили

В 2019 году распоряжением Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей.

Ведомство учредило нормативные показатели для популярных автомобилей, не вошедших в вышеуказанный акт. Списание ГСМ производится на основании путевого листа.

Бланк путевого листа с унифицированной формой утвержден постановлением Государственного комитета статистики.

Как правило, он выдается на один день либо определенный отрезок времени в зависимости от производственной деятельности предприятия.

Но его длительность не должна превысить месячный срок. В нем необходимо указать остаток ГСМ, расход топлива, сведения о пробеге, маршруте.

Расход топлива определяется на основании записей путевого листа легкового автомобиля. Он является первичным документом, который применяется для ведения учета его работы. Для него утвержден индексный номер 3 и код по ОКУД 0345001.

Что касается нормы списания ГСМ с газовым оборудованием, то их можно установить самостоятельно, руководствуясь утвержденными Минтрансом нормативами.

Нормы для автомобилей, которые работают:

  • на сжиженном нефтяном газе норма, устанавливается в литрах из расчета: 1 литр бензина соразмерен 1,32 литра СНГ, то есть 1,22÷0,1. Она зависит от свойств пропан-бутановой смеси;
  • на сжатом или так называемом природном газе, то измеряется в кубических метрах из расчета: 1 литр бензина – 1,0÷0,1 куб.м. в зависимости от свойств природного газа.

Если транспортное средство оснащено газодизельными двигателями, то норма расхода сжатого природного газа измеряется в куб.м.

При этом указывается норма расхода дизтоплива в литрах. Как правило, соотношение топлива устанавливается производителем, который выпустил транспортное средство.

И в заключении необходимо заметить, что работодатели с повышением цен на горюче-смазочные материалы стремятся вести контроль над расходом топлива.

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Сейчас нормы для всех дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение - право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

Обязательные реквизиты приказа

Образец приказа о нормах ГСМ содержит цифры с обязательными реквизитами. Разберем их поподробнее. В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет (1 ). КВ приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму (2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса (3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные (4 ).

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса (5 ).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм (6). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ (7 ).

Новые поступления в раздел «Ответы на вопросы»

О платежном агенте Устройство освещения Выдача спецодежды согласно климатическим поясам. Вычет НДФЛ при покупке имущества Выплаты в связи с несчастным случаем компенсация транспортных расходов пенсионеру Продажа материалов О передаче оборудования в монтаж Расторжение договора Выдача из кассы предпринимателем себе самому под отчет Материальная выгода Заключение трудового договора на работу по совместительству во время отпуска по беременности и родам Договор подряда займа одним лицом Учет НДС при УСН Учет НДС НДФЛ с компенсации питания Услуги по правлению оказывает ИП,учредитель и директор учреждения Контролируемая сделка Об НДФЛ с отпускных О финансовой помощи учредителя Об НДФЛ с отпускных Учредители Если основное средство приобретено для перепродажи Применение УСН при ведении нескольких видов деятельности имущественный вычет пенсионеру Компенсация по уходу за ребенком Временно пребывающие Ставки взносов Документальное оформление ремонта автотранспортных средств Аренда автомобиля у сотрудника Оформление материальной помощи Ввод в эксплуатацию по частям Входной НДС по импортным товарам, можно ли принять к вычету. Изменилась стоимость земли, как считать налог. Срок давности по привлечению к ответственности Затраты на создание объектов благоустройства О совмещении ЕНВД и УСН Расчеты банковской картой. предприниматель ЕНВД

О приеме на работу Отражение убытков в декларации Учётные и налогообложение Составление Возврат НДФЛ Проценты по кредитам Оплата больничного внешнему совместителю О подтверждении командировочных затрат Мероприятия с декларациями Изменения в устав Транспортные расходы страховые взносы предприниматель Оформление табеля Списание ТМЦ порча уменьшить налоговую базу НДФЛ на земельный налог Исправление корректировочного счета-фактуры Уведомления об увольнении иностранца Нарушаем ли мы российское законодательство? Взаимозависимые лица, последствия. страна происхождения в счете-фактуре ЭВМ Оформление приема на работу совместителя О сроке выставления счет-фактуры хранение уведомления Об отчете о финансовом результате Заполнение платежного поручения Аудиторская проверка О сроках сообщения в налоговую о невозможности удержать НДФЛ Заполнение табеля О представлении нулевых деклараций Оформление документов при оплате наличными за аренду жилья Письмо Минфина Особенности корректировки налога на прибыль при получении дивидендов Денежная премия Возврат налога Применение ЕНВД Оформление удержания из заработной платы по инициативе сотрудника Списание кредиторской задолженности Представительские расходы Оферта Налоговый агент по НДС Дегустация алкогольной продукции НДС Ошибки в трудовой книжке Как оплачивается сверхурочная работа в выходной день?

Бонус Применение БСО Счет-фактуры при установке счетчиков Расчеты наличными без применения ККТ Справка в службу занятости Налогообложение выплат восстановленному на работе сотруднику. Оплата доставки Ликвидация учредителя Фактический адрес Безвозмездное пользование Сдача выручки в главную кассу предприятия Исправление суммы договора, НДС Продажа НМА О минимизации налогообложения при продаже земли Момент определения налоговых баз Об оформлении сделки Уценка материалов Необходимость представления статистической отчётности Периодические издания Расчёт действительных стоимостей долей Безвозмездная передача денежных средств О распределении взносов в 2014 г. Расчет пособия по уходу за ребенком до 3х лет при переводе сотрудницы в другую организацию Определение первоначальной стоимости объекта О основного средства Пособие по уходу за ребенком Налог на прибыль. Учет расходов. Какую сделать в трудовой книжке директора в случае увольнения по причине ликвидации компании Отчет РСВ-1 ПФР Документы на реализацию Можно ли сменить юридический адрес организации если у нее есть долги по налогам Если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа Особенности соблюдения лимита расчетов наличными О патентной системе налогообложения Что делать если работодатель уклоняется от подписания трудового договора Налогообложение застройщика при долевом участии в строительстве Строка 140 Особенности исполнение обязательств по договору поручительства Пенсия гражданину белоруссии Возмещение перерасхода по авансовому отчету Замена видов деятельности Справка о неполучении пособий на ребенка Очередной отпуск О расчетах наличными денежными средствами

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Для того чтобы правильно вести учет затрат на обслуживание автотранспорта, в том числе следить за расходованием горюче-смазочных материалов, нужны нормативы. Именно для этого и предназначены Методические рекомендации, в которых приведены и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранса в 2008 году, и порядок их применения.

Версия актуальная для 2016 года утверждена в 2015 году.

Для кого они предназначены

Документ разрабатывался не только для автотранспортных предприятий, которые работают в сфере управления и контроля, но и для учреждений и организаций всех видов и даже для предпринимателей.

Предполагалось, что кроме вычисления нормативного расхода ГСМ и расчета предполагаемых затрат на транспорт, с его помощью будут вести статистическую отчетность, считать себестоимость, использовать для расчета налога на прибыль.

Общие положения

Что изменилось

С 2008 года автомобильный парк обновился и изменилась позиция Минфина по поводу обязательного применения норм для всех без исключения видов организаций.

В 2012 году проводилась экспертиза документа, и выяснилось, что ему необходима доработка, поэтому в 2014 и 2015 годах и были внесены изменения в утвержденные нормы расхода топлива Минтранс.

В документ вошли новые пункты (7.1.1 и 7.2.1) с базовыми нормами расхода ГСМ примерно для 900 новых моделей автомобилей, запущенных в производство после 2008 года. До принятия этих поправок для расчетов для этих автомобилей приходилось использовать рекомендации производителя. После принятия изменений необходимо привести учет расходования ГСМ по этим автомобилей в соответствии с ними.

Ожидалось, что в новой редакции будет прописан рекомендательный (но не обязательный) характер применения норм расхода топлива при учете затрат в целях налогообложения. Пока эти изменения в итоговый документ не вошли.

Автомобили общего назначения

В начале II главы описаны виды норм расхода: базовая, транспортная, эксплуатационная. При определении базовой нормы разработчики этого документа учитывали не только конструкцию, но и множество других факторов: к какому типу относится каждое транспортное средство, для чего предназначается, какова масса автомобиля вместе со снаряжением, какой вид топлива он использует и другие. Для автомобилей общего назначения приводится значение базовой нормы в литрах на 100 километров пробега.

  • Транспортная норма позволяет учесть работу автомобиля вместе с пассажирами или грузом (в этом случае расход топлива увеличивается).
  • Эксплуатационная норма рассчитывается как сумма (или разность) базовой нормы и поправок, учитывающих особенности эксплуатации транспортного средства, его возраст, техническое состояние.

Обычно все эти поправки прописывают в приказе по организации или предприятию и применяют в строгом соответствии с ним.

В каких случаях применяются повышающие надбавки

Их много, перечислим основные: расход топлива повышается при работе автомобиля:

В зимнее время на 5 – 20% в зависимости от региона. Например, в Свердловской области зимняя надбавка равна 10%, и применять ее можно 5,5 месяца (с 1 ноября до 15 апреля). Показатели зимних надбавок по регионам приведены в Приложении 2.

В горной местности на 5 – 20% в зависимости от положения города или района относительно уровня моря.

В городах в зависимости от числа жителей на 5 – 25%. В Екатеринбурге при работе транспорта норму увеличивают на 20% – количество населения приближается к 1,5 миллионам.

Учитывается возраст автомобиля и его общий пробег. Если эта величина составляет не менее 100 000 км, а трудится транспортное средство 5 лет и более, расход топлива можно увеличить на 5%. С 8 лет эксплуатации надбавка может составлять 10% (пробег 150 000 км).

Кроме этого, базовая норма увеличивается для городского транспорта и других автомобилей (в том числе и специальных), которым приходится делать частые остановки, при обкатке после ремонта и новых машин, при учебной езде, при перевозке грузов.

Понижение нормы расхода

Происходит, если автомобиль выезжает за пределы городской черты и едет по дороге I, II, III категории. При этом нельзя применять городские коэффициенты.

Как рассчитать расход по норме

Для удобства все транспортные средства разделены на виды: легковые автомобили (отечественные и импортные), автобусы, грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, . Для каждого вида имеется своя таблица.

Сначала нужно определить, к какой группе относится транспортное средство, отыскать в таблице значение базовой нормы . Применяя поправочные коэффициенты, принятые для данного автомобиля, рассчитываем эксплуатационную норму расхода. Если вид транспортного средства предполагает увеличение расхода на работу оборудования, расчет ведется по алгоритму, прописанному для данного вида.

Например, рассчитаем нормативный расход бензина для автомобиля ВАЗ 21140, возившего в июле 2014 года директора школы в небольшом городке (население 100 000 человек). Базовая норма – 7,9. Эксплуатационная норма 7,9 + 10% (100 тысяч население) + 5% (более 5лет в эксплуатации, пробег большой), получаем 9,1 литра на 100 км. Если пробег равен 700 километров, расход по норме будет равен: 9,1*700/100=63,7 литра.

Чтобы нормы были признаны в налоговых расходах можно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, нормативы Минтранса здесь необязательны.

Приложения

  1. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на авто транспорте от 14.03.2008 N АМ-23-р
  2. Изменения в нормативы от от 14 июля 2015 г. N НА-80-р (последняя редакция, актуальная в 2016 году)
В Приложениях 1 – 7 кроме зимних надбавок приведены нормы расходования смазочных материалов, рекомендации, данные по сезонному применению топлива, примеры расчета, расписано как нормируется расход топлива для обогрева салона, приведена классификация транспортных средств.