Глубина протектора шины - какая минимальная допускается. Требования безопасности при разработке траншей и котлованов Средства измерений и контроля колёсных пар

Основной причиной травматизма при разработке траншей и котлованов является обрушение грунтовых масс. Оно происходит вследствие отсутствия или недостаточной прочности крепления грунта при устройстве котлованов и траншей с вертикальными стенками, наличия неустойчивых откосов, а также неправильной разборки креплений. Обрушение может произойти и после окончания земляных работ (при устройстве фундаментов, укладке труб и т.д.).
Особенно часты случаи обрушения лессовых грунтов. Отличаясь высокой прочностью в сухом состоянии, при увлажнении они теряют связность между частицами, в результате чего незакрепленные стенки обрушиваются.
В зимнее время обрушение может произойти при разработке мерзлых грунтов. При постоянных морозах грунты имеют достаточную прочность, чтобы держаться в вертикальных стенках. Однако при перемене температур и оттепелях нарушается прочность мерзлых грунтов, появляются трещины, вследствие чего незакрепленные вертикальные стенки и крутые откосы обрушиваются.
До начала земляных работ на строительной площадке проводят геологические и гидрогеологические обследования с целью выявления свойств грунта, режима грунтовых вод и т. п. В сложных геологических и гидрогеологических условиях, например в оползневых и карстовых зонах при высоком уровне грунтовых вод, земляные работы можно проводить только при наличии индивидуальных проектов производства работ и под обязательным непрерывным наблюдением технического персонала.
На территории строительства в грунте на различной глубине могут располагаться всевозможные коммуникации: электрокабели высокого или низкого напряжения, газопровод, водопровод, канализация и др. Поэтому необходимо получить специальное письменное разрешение (ордер) на право производства земляных работ от тех организаций, в ведении которых находятся подземные коммуникации. К ордеру должен быть приложен план с точным указанием направления трассы, глубины заложения, наименования и размеров коммуникаций, расположенных в пределах территории строительства и обозначенных знаками (вешками).
Для уточнения местоположения и глубины заложения подземных коммуникаций должны быть проложены контрольные траншеи или шурфы. Рабочие, занятые на этой работе, должны пройти инструктаж по охране труда.
При наличии в зоне земляных работ подземных коммуникаций работы нужно вести с особой осторожностью, под наблюдением производителя работ или мастера, а также работников электрохозяйства, если работы ведутся в непосредственной близости от кабелей, находящихся под напряжением. При этом можно использовать только такие механизмы и инструменты, которые не могут повредить проложенные коммуникации.
Разработка грунта в непосредственной близости от линий действующих подземных коммуникаций допускается только землекопными лопатами. Применять ломы, кирки, отбойные молотки и другие ударные инструменты в указанных местах не разрешается.
При обнаружении каких-либо подземных коммуникаций или сооружений, не показанных на чертежах, работы должны быть немедленно приостановлены, сооружения или разводки тщательно осмотрены для установления их происхождения, и с участием представителей заинтересованных организаций должен быть решен вопрос о возможности продолжения земляных работ.
При производстве земляных работ возможны случаи появления в котлованах и траншеях вредных газов. В этих случаях работы нужно немедленно прекратить, а рабочих удалить из опасных мест впредь до выяснения причин появления и обезвреживания газа. Только после того как будет установлена полная безопасность, можно продолжать работы. Если нет полной гарантии, что вредные газы не будут поступать в дальнейшем, работы нужно вести лишь при наличии индикаторов для определения газа и при обеспечении рабочих противогазами или кислородными изолирующими приборами, которые можно использовать при обнаружении газа. До начала работ рабочие должны быть проинструктированы о способах борьбы с вредными газами. Курить и применять огонь в таких местах запрещается, так как это может вызвать взрыв. При обнаружении боеприпасов возобновлять земляные работы можно только после проверки участка и удаления боеприпасов саперами.
Рыть котлованы и траншеи с вертикальными стенками без креплений можно только в грунтах с ненарушенной структурой, естественной влажностью при отсутствии грунтовых вод и расположенных поблизости подземных сооружений. При этих условиях глубина выемок без креплений согласно СНиП 111-4-80 не должна превышать:
- 1 м - в песчаных и гравийных грунтах;
- 1,25 м - в супесях;
- 1,5 м - в суглинках, глинах, сухих лессовидных грунтах.
При всех других условиях траншеи и котлованы необходимо разрабатывать либо с откосами, либо с вертикальными стенками, закрепленными на всю высоту.
Рытье траншей с вертикальными стенками без креплений роторными или траншейными экскаваторами в плотных связных грунтах допускается на глубину не более 3 м. При этом рабочим не разрешается спускаться в траншею, так как вертикальные стенки могут обрушиться. В местах траншеи, где требуется пребывание рабочих, должны устраиваться крепления или откосы.

Котлованы и траншеи в мерзлом грунте можно рыть без креплений только на глубину промерзания. Производить земляные работы в зимнее время путем подкопов и подбоев не разрешается. Нависшие козырьки, камни и валуны необходимо обрушать.
За состоянием вырытых траншей и котлованов с вертикальными стенками должно быть установлено постоянное наблюдение технического персонала стройки. В случаях обнаружения признаков обвала стенок необходимо срочно принять меры, обеспечивающие безопасность работающих: поставить местные крепления или обрушить грунт в опасном месте.
В грунтах с нарушенной структурой при высоком уровне грунтовых вод, наличии подземных коммуникаций, а также при глубине более 2 м вертикальные стенки котлованов и траншей должны обязательно крепиться.
Крепление котлованов и траншей глубиной не более 3 м должно быть, как правило, инвентарным. Устанавливают его в соответствии с типовыми проектами. Виды креплений могут быть различными. Их конструкция зависит от свойств грунта, глубины траншеи и нагрузок, действующих на крепления.
Применяют следующие виды креплений вертикальных стенок котлованов и траншей:
- в грунтах естественной влажности, за исключением сыпучих, - горизонтальные крепления с просветом через одну доску;
- в грунтах повышенной влажности и сыпучих - сплошные вертикальные или горизонтальные крепления;
- во всех видах грунтов при сильном притоке грунтовых вод - шпунтовое ограждение, забиваемое на глубину не менее 0,75 м в подстилающий водонепроницаемый грунт (ниже горизонта грунтовых вод).
Для котлованов и траншей глубиной более 3 м вид крепления, конструкция и размеры его элементов должны быть определены расчетом и предусмотрены в проекте производства работ.
При рытье траншей и котлованов землеройными машинами сразу на проектную глубину вертикальные стенки крепят готовыми щитами, опускаемыми и раскрепляемыми сверху. При этом рабочие не должны допускаться в нераскрепленную выемку.
Разработку выемок в грунтах, насыщенных водой (плывунах), производят по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы работ, искусственное водопонижение, шпунтовое крепление и пр.
При разработке котлованов и траншей с креплениями особую опасность представляют места примыкания к ранее засыпанным выемкам, где нарушена структура грунта. Здесь поставленные крепления могут деформироваться и разрушаться. Поэтому нужно вести систематическое наблюдение за состоянием крепления с целью устранения деформаций, особенно на участках с пучащимися грунтами, а с наступлением морозов или потепления необходимы ежедневные проверки с записью результатов в журнале работ. Крепежный материал в траншеи следует подавать при помощи механических средств. Сбрасывать материалы в котлованы или траншеи независимо от их длины и массы не разрешается. Все крепления, установленные зимой, при наступлении оттепели нужно осматривать и в случае необходимости усиливать. Котлованы и траншеи, в которых в зимнее время были сняты крепления или которые были разработаны без креплений, при наступлении теплой погоды должны быть закреплены. Выемки в водонасыщенных грунтах методом замораживания разрабатывают секциями, оставляя между ними перегородки из мерзлого грунта шириной не менее 0,5 м. При работе в мерзлых и скальных грунтах рабочих обеспечивают специальными очками с сеткой.
Конструкция крепления вертикальных стенок котлованов и траншей глубиной до 3 м должна быть инвентарной. Крепление выполняют по типовым проектам. Применение инвентарных креплений предусматривает: сборность элементов, возможность их установки сверху, механизацию работ по установке и разборке щитов. Это способствует безопасности работ в траншеях, позволяет значительно уменьшить трудозатраты, обеспечить многократную оборачиваемость крепежного инвентаря и в конечном итоге снизить стоимость строительства.
В тех случаях, когда отсутствуют инвентарные типовые детали для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м, их следует крепить с учетом определенных требований.
Для крепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) нужно применять доски толщиной не менее 4 см, а для грунтов песчаных и повышенной влажности - не менее 5 см, закладывая их за вертикальные стойки по мере углубления вплотную к грунту с укреплением распорками.
Стойки креплений устанавливают на расстоянии 1,5 м вдоль выемки попарно и раскрепляют горизонтальными распорками. Распорки устанавливают на расстоянии не более 1 м по вертикали одна от другой. Распорки крепят специальными деталями - бобышками, которые препятствуют сдвигу распорок. Крепят бобышки (сверху и снизу) гвоздями длиной не менее 125 мм.
Верхние доски креплений над бровками выемок (бортовые доски) выпускают не менее чем на 15 см. Это делается для того, чтобы избежать случайного падения в выемку выброшенного грунта, камней и других предметов.
С каждой стороны траншеи оставляют очищенную полосу шириной не менее 0,5 м. Она предназначается для прохода рабочих, а также для временного размещения выбрасываемого грунта и укладки материалов для креплений. Бровки котлована необходимо содержать в чистоте. Складировать большое количество материалов или грунта разрешается только за пределами призмы обрушения. Хранить материалы на съездах, в котловане и на рабочих местах запрещается.
Для спуска рабочих в котлованы и широкие траншеи устанавливают стремянки шириной не менее 1 м с перилами. Спуск рабочих по распоркам креплений запрещен.
При обратной засыпке котлованов и траншей разборку креплений нужно производить не сразу на полную высоту, а по частям. При этом нужно разбирать и удалять дощатые крепления осторожно в направлении снизу вверх по мере обратной засыпки. Число одновременно удаляемых досок по высоте не должно превышать трех, а в сыпучих или неустойчивых грунтах - одной. При удалении досок следует соответственно переставлять распорки, причем существующие можно вынимать после установки новых.
Разборку креплений ведут под наблюдением сменного технического персонала (производителя работ или мастера).
Выполнять обратную одностороннюю засыпку траншей и котлованов со свежевыложенными подпорными стенками, стенами подвалов и фундаментов можно лишь после проверки расчетом устойчивости кладки и достижения раствором расчетной прочности.
При возведении подземных сооружений вне посредственной близости от существующих смежных объектов (трубопроводов, фундаментов зданий и т. п.) котлованы или траншеи необходимо засыпать, не разбирая крепления, так как их разборка может привести к аварии и несчастным случаям. Не следует также разбирать крепления в выемках, вырытых в сыпучих грунтах или плывунах, если это может повлечь за собой обрушение грунта и повреждение расположенных рядом сооружений. В этих случаях крепление нужно частично или полностью оставлять в грунте. В тех случаях, когда проектом предусмотрена разработка котлованов и траншей большой глубины, ее целесообразно вести с откосами без креплений.
При разработке грунта с откосами, прежде всего, необходимо определить крутизну откосов, обеспечивающих безопасность разработки данного грунта, а также выбрать способ образования откосов. Крутизна откосов в выемках зависит от рода грунта, влажности и степени его разрыхленности, а также от глубины выемки и характера грунта и определяется углом между направлением откоса и горизонталью.
СНиП III-4-80 предусмотрена наибольшая допустимая крутизна откосов котлованов и траншей при их глубине до 5 м, определяемая как отношение высоты откоса к заложению (см. таблицу).


Допустимая крутизна откоса выемок грунтов


Грунты

Крутизна откоса, м

Насыпные неуплотненные
Песчаные и гравийные
Супеси
Суглинки
Глины
Лессовые и лессовидные

Примечание. При напластовании различных видов грунтов крутизну откосов для всех пластов надлежит назначать по наиболее слабому виду грунта.
При глубине выемки свыше 5 м крутизну откоса устанавливают по расчету и указывают в проекте. Увеличение влажности некоторых видов грунтов в значительной степени меняет их устойчивость в откосах, и угол естественного откоса уменьшается. Поэтому в переувлажненных глинистых грунтах крутизну откосов следует уменьшать до 45° или до отношения 1:1. Изменение крутизны откосов производитель работ фиксирует в соответствующем акте.
При разработке переувлажненных песчаных, лессовых и насыпных грунтов устанавливают крепление.
За состоянием откосов котлованов и траншей, разрабатываемых с откосами (без креплений), необходимо вести систематическое наблюдение. Для этой цели производитель работ или мастер перед началом каждой смены обязан про верить состояние откосов и немедленно принять меры к обрушению или укреплению грунта в тех местах, где обнаружены козырьки или трещины.
Если появляется опасность обвала грунта, необходимо временно прекратить работы. Возобновлять их можно только после полного устранения опасности. Целесообразно также запретить движение транспортных средств и механизмов в пределах призмы обрушения грунта.
При работе на откосах выемок и насыпей глубиной (высотой) свыше 3 м и крутизной более 1:1, а при влажной поверхности откоса крутизной 1:2, рабочие снабжаются предохранительными поясами, закрепленными к надежным опорам.
При рытье траншей, котлованов и колодцев в местах интенсивного движения людей (улицах, дворах, площадях) вокруг места работ на расстоянии 0,8 - 1 м от бровки устанавливают прочные ограждения высотой не менее 1,2 м с предупредительными надписями. В ночное время ограждения освещаются. На уровне земли у бровки траншеи или котлована рекомендуется устанавливать бортовые доски. Открытые котлованы и траншеи вблизи дорог и жилых домов ограждаются сплошным забором. Для перехода через траншеи устраивают мостики шириной не менее 0,8 м при одностороннем движении и шириной 1,5 м с перилами высотой не менее 1,2 м, бортовой доской и барьерами при двустороннем движении. В ночное время переход освещается.
Разработку выемок в грунтах, насыщенных водой (плывунах), осуществляют по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы производства работ (искусственное водопонижение, шпунтовое крепление и др.).
Удаление грунтовых вод осуществляют способом открытого водоотлива или глубинного водопонижения. Открытый водоотлив при помощи насосов применяют при скальных и крупноблочных грунтах (щебень, галька, гравий). Открытый водоотлив при песчаных и супесчаных грунтах приводит к оплыванию откосов и разрыхлению основания, поэтому в таких грунтах применяют глубинное водопонижение при помощи иглофильтровых установок.
Производство работ по устройству водоотлива, водопонижению или комбинированного их сочетания допускается только при наличии утвержденного проекта водопонижения, увязанного с проектом производства строительных работ. До начала монтажа водопонижающих установок производят разбивку: скважин; трассы высасывающих и напорных коммуникаций; линий электроснабжения; мест расположения водоотводящих лотков и насосных агрегатов. Здания и сооружения, расположенные в непосредственной близости от водопонижающих установок, должны быть обследованы, а их состояние зафиксировано актом. Откачиваемая вода отводится не менее чем на 100 м от земляной выработки. Сброс воды в существующие водостоки согласовывается с соответствующими организациями, эксплуатирующими их. Всасывающие коллекторы и насосы иглофильтровых установок располагают на возможно более низких отметках. Для этого до начала монтажа установок грунт, находящийся выше грунтовых вод, следует снимать. При монтаже насосов, всасывающих и напорных коммуникаций, должна быть обеспечена герметичность всех соединений. Всасывающий коллектор иглофильтровых установок укладывают на подкладках по спланированной поверхности с уклоном от насоса 0,005 - 0,02.
К работам по искусственному водопонижению грунтовых вод можно приступать лишь после производственного испытания оборудования и коммуникаций путем поочередного включения одного или группы фильтров. Во время работы водопонижающей установки ведут систематическое наблюдение за понижением уровня воды в контрольных скважинах. Откачка воды из фильтров производится непрерывно, что обеспечивается резервным насосным оборудованием с электропитанием от двух различных источников.
Водопонижающие и водоотливные установки принимает комиссия, назначаемая начальником или главным инженером строительной организации, что оформляется приемо-сдаточным актом. При этом должны быть представлены:
- контрольные геологические разрезы, подтверждающие данные предварительных изысканий;
- исполнительные схемы водопонижающих скважин и иглофильтровых установок;
- акты испытания трубопроводов;
- акты о работе водопонижающей установки при пробном пуске;
- акты на скрытые работы.
При открытом водоотливе грунтовую воду откачивают насосами непосредственно из котлована или траншеи по мере его разработки.
Недостатком открытого водоотлива является то, что вода, поступающая через стенки котлована, выносит из них частицы грунта, а движущаяся ко дну котлована - разрыхляет грунт и уменьшает его несущую способность. Открытый водоотлив на ответственных сооружениях может быть применен в тех случаях, когда по периметру котлована забито шпунтовое ограждение. Во избежание повреждения основания откачку воды производят через приемный колодец, заглубляемый относительно поверхности разрабатываемого грунта на 0,5 м.
Грунтовый водоотлив применяется в тех случаях, когда осушаемая порода обладает достаточной водопроницаемостью (характеризуется коэффициентом фильтрации). При грунтовом водоотливе откачку воды производят из трубчатых скважин, расположенных в определенном порядке и соединенных общей всасывающей трубой. При постоянной откачке воды из системы таких скважин естественный уровень грунтовых вод должен быть доведен до отметки 0,5 м ниже дна котлована, при этом вода поступает к скважине сверху вниз по депрессионной кривой. Такой способ ведет к уплотнению грунта. Откачиваемая вода отводится не менее чем на 100 м от земляной выработки. Сброс воды в существующие водостоки согласовывается с соответствующими организациями.
Глубинное водопонижение на строительных площадках рекомендуется осуществлять при помощи водопонижающих установок с легкими иглофильтрами водосборного коллектора и насосного агрегата. Под влиянием разности атмосферного и пониженного давления в коммуникациях водопонижающей установки грунтовая вода поступает в иглофильтры, заполняет всасывающий коллектор и перекачивается в дождевые водоприемники или за пределы осушаемого участка. Всасывающий коллектор монтируют из труб с патрубками для присоединения иглофильтров. Расстояние между иглофильтрами зависит от коэффициента фильтрации грунта и составляет при малых коэффициентах 0,75 м, при больших - один-два патрубка, т. е. 1,5 - 2,25 м.
Перед пуском иглофильтровой установки насосный агрегат должен выкачать воздух из всасывающей системы. Открывать клапан для откачки воды можно только после того, как вакуумметр покажет, что воздух из системы не поступает. Запрещается извлекать установленные иглофильтры с помощью автокранов. Иглофильтры необходимо извлекать только при помощи игловыдергивателей, механических или гидравлических домкратов. При погружении или извлечении иглофильтров в радиусе полуторной длины иглофильтра запрещается нахождение людей.
Наиболее распространенными и эффективными машинами, применяемыми для механизации земляных работ, являются одноковшовые экскаваторы. До начала работ в пределах строительной площадки подготавливают пути, по которым будут передвигаться экскаваторы: выравнивают и планируют грунт, путь на слабых грунтах усиливают щитами, настилами из досок, брусьев или шпал. Перемещение экскаватора по искусственным сооружениям (мосты, трубы под насыпями, эстакады и др.) допускается только после предварительной проверки прочности этих сооружений и получения разрешения на проход экскаватора по сооружениям от тех организаций, в ведении которых они находятся. Во время движения экскаватора стрелу его следует устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5 - 0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с нагруженным ковшом.
Если угол наклона местности больше установленного паспортными данными, спуск и подъем экскаватора осуществляют при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, производителя работ или мастера.
После подготовки пути и прохода экскаватора к месту работ приступают к выемке грунта в соответствии с технологической картой и проектом производства работ. Во избежание самопроизвольного перемещения экскаваторы во время работы закрепляются переносными опорами. Запрещается подкладывать под гусеничные ленты или катки доски, бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения работающего экскаватора.
Во время работы экскаватора рабочим запрещается находиться под ковшом или стрелой. Производить какие-либо другие работы со стороны забоя нельзя. Их можно выполнять только вне опасной зоны, которая определяется радиусом действия экскаватора, увеличенным на 5 м. Особое внимание нужно обращать на то, чтобы в радиусе действия экскаватора не было проводов электролиний.
Погружать разработанный грунт на автомобили экскаватором следует со стороны заднего или бокового борта автомобиля. Ширина съезда в котлован определяется габаритами автомобилей - самосвалов или других транспортных средств, применяемых на строительстве, и проходами для людей шириной не менее 1 м с каждой стороны съезда. Нельзя допускать, чтобы при погрузке грунта между землеройной машиной и транспортными средствами находились люди.
Во время перерывов в работе, независимо от их причин и продолжительности, стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очистку ковша необходимо производить только опустив его на землю.
В случаях временного прекращения работ по отрывке траншей или при ремонте экскаватора его нужно переместить на расстояние не менее 2 м от края открытой траншеи. При этом необходимо подложить подкладки с обеих сторон гусениц или колес.
Некоторые виды земляных работ приходится выполнять тракторными скреперами. Во избежание опрокидывания машины нельзя приближаться к откосу выемки на расстояние менее 0,5 м и откосу свежеотсыпанной насыпи на расстояние менее 1 м. При разработке грунта одновременно несколькими скреперами между ними должно во всех случаях сохраняться расстояние не менее 20 м, так как при меньшем интервале скреперист не сумеет затормозить машину, если впереди идущий скрепер произвольно остановится.
При работе бульдозером запрещается перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°, а также выдвигать нож бульдозера на бровку откоса выемки (при сбросе грунта). В случае обнаружения в разрабатываемом грунте крупных камней, пней или других предметов машину необходимо немедленно остановить и удалить с пути все, что может вызвать аварию, и только после этого продолжать работу.
Земляные работы способом гидромеханизации ведутся только при наличии проекта производства работ, который должен предусматривать последовательность выполнения работ и вспомогательные устройства для их безопасного ведения. Территория, на которой производятся земляные работы способом гидромеханизации, ограждается. Рабочую зону гидромонитора дополнительно обозначают предупредительными знаками. Гидромонитор должен иметь паспорт с указанием допускаемого рабочего давления и манометр, установленный на его стволе. До начала работы гидромонитор проверяют на давление, превышающее рабочее не менее чем на 50 %. В процессе производства работ это давление повышать не допускается. На рабочем водоводе на расстоянии не более 10 м от рабочего места гидромониторщика устанавливают задвижку, которая позволила бы мгновенно прекратить доступводы в аварийных случаях. Между насосной станцией и гидромониторами в забое монтируют надежную телефонную связь и средства аварийной сигнализации. Устранение неисправностей гидромонитора, освобождение от завалов, смену насадок, подтягивание фланцев и муфт трубопроводов производят только при закрытой задвижке или после прекращения подачи воды. Все зоны производства работ - зона действия струи гидромонитора, рабочая площадка возле него, путь к задвижке, перекрывающей воду и сами задвижки - в ночное время суток должны быть освещены.
Свеженамытый грунт ограждают дамбами или щитами со знаками безопасности, запрещающими доступ людей. Проход по намытому грунту допускается только после его уплотнения до такой степени, когда хождение по грунту станет безопасным. Для прохода к устройствам, спускающим воду с территории намыва, устанавливают мостики с перилами. Все колодцы закрывают или ограждают.
Сборку щита производят по заранее разработанной и утвержденной технологии монтажа, обеспечивающей безопасное ведение работ на разных горизонтах. Проходка подземных туннелей и коллекторов щитами диаметром менее 2 м не разрешается. Спуск элементов щитов в шахту производят под непосредственным руководством механика участка или производителя работ только при наличии действующей сигнализации. Подачу сигналов производит специально выделенное лицо из числа рабочих, занятых спуском.
Разработка грунта в забоях при щитовой проходке допускается только в пределах козырьков щита. При этом:
- смонтированный щит, его механизмы и приспособления разрешается вводить в эксплуатацию лишь после их приемки комиссией по акту;
- запрещается передвигать щит на расстояние, превышающее ширину кольца блочной обделки без закрепленных блоков, и разрабатывать грунт за пределами внутреннего периметра щита;
- вне устойчивых слабых грунтах лоб забоя должен быть закреплен временной крепью с шандорами, а в песчаных сыпучих грунтах необходимо применять щиты с горизонтальными полками;
- передвигать щит разрешается только в присутствии и под руководством сменного мастера или производителя работ и дежурного слесаря;
- запрещается пребывание людей у забоя при передвижении щита, за исключением рабочих, наблюдающих за креплением.
Пустоты за блочной обделкой, образовавшиеся при проходе, заполняют путем нагнетания цементно-песчаного раствора. При укладке блоков мастер должен производить предварительную (шаблоном, рейкой), а маркшейдер - инструментальную проверку эллиптичности каждого кольца диаметром 2,5 м и более. При обнаружении эллиптичности обделки (сверх допустимой) немедленно устанавливают специальные крепежные кольца и стойки.
При сварочных работах в туннелях устанавливается приточно-вытяжная вентиляция. Контроль содержания вредных примесей в воздухе производят не реже одного раза в смену.

Минимальная высота протектора шин на автомобиле - 1,6мм . Этот показатель принят Международной Асоциацией Производителей Автомобильных Шин. Когда износ резины достигает критического уровня - протектор сравняется с ограничителями.

В Украине этот параметр в виде рекомендации ДержСпоживСтандарта (ДСТУ3649 - 2010 ). Как закон еще не принят.

***************************************

6.3.2 Висота рисунка протектора шин повинна відповідати значенням, наведеним у таблиці 7. "


Фрагмент из "Вимоги щодо безпечності технічного стану та методи контролювання ДСТУ 3649:2010"

***************************

По мере износа ограничитель сравнивается с протектором

Минимум 1.6мм должно быть по всей ширине рабочей части. В любом участке рабочей области глубина должна быть не меньше норматива.



глубина меряется по всей ширине протектора

По всей окружности протектора износ должен быть равномерный, без резких вмятин и неровностей. Шина с неравномерным износом не пригодна для эксплуатации.

В сфере автолюбителей бытует мнение, что ограничители для того чтобы чаще меняли и покупали новые шины...

Это заблуждение .

Ограничитель оповещает что ездить на этой резине опасно. Многочисленные тесты шин с протектором меньше 1.6мм показывают длинный тормозной путь на мокрой дороге.

Включается эффект аквапланирования , подвергая опасности жизнь водителя и пассажира.

Индикатор глубины протектора зимней резины

Оптимальная глубина протектора для зимних шин больше чем для летних. Утрамбованный снег сложнее выводить из пятна контакта колеса, поэтому канавки должны быть глубже.

Для зимних покрышек глубина составляет 4мм , при этом отметим - это РЕКОМЕНДУЕМАЯ величина .

Законодательно требуемая высота протектора зимних колес такая же как и для летних - 1,6мм .


Глубина протектора резины для джипов и внедорожников

На японской зимней резине для джипов (в народе "липучка") в протекторе, помимо ограничителей, установлен индикатор 50% , который НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРАНИЧИТЕЛЕМ .

Он показывает слой активной "липучей" резины на протекторе. После него идет слой простой зимней резины.

Высота индикатора в милиметрах не фиксировна и зависит от глубины протектора новой резины. Новая джиповская резина может иметь от 11мм до 15мм глубины .

Фото: несмторя на то что "липучка" стерлась (индикатор 50% сравнялся с протектором) глубина канавок остается большой


Чтобы долго не искать ограничитель на протекторе, некоторые производители ставят указатели на боковине. К примеру GoodYear придумал интересный указатель в виде Снеговика со стрелкой.

Чем и как замерять глубину протектора автошин

Есть три метода проверки:

1) Точный

2) Не точный

3) На глаз

1) Измеритель протектора - точный инструмент. Бывают электронные и механические. Маленький, можно положить в бардачок либо в карман одежды.

Работает как штангенциркуль, ставите измеритель на протектор, чтобы игла была по центру дренажной канавки, и опускаете до упора. ВСЕ. Результат на табло.

простой карманный измеритель протектора

электронный глубинометр

Меряйте глубину шины раз в месяц, в нескольких местах, чтобы вовремя диагностировать неравномерный износ.

(срок ревизии --- 2 месяца ).

: установить шаблон плотно прижав верхний упор к вершине гребня колеса, а боковую опорную ножку с упором к внутренней грани обода колеса.

Для измерения толщины гребня колеса придвинуть горизонтальный подвижный контакт к радиусу гребня и по измерительной шкале определить размер толщины гребня который должен составлять 25-33 мм на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

Для измерения проката (равномерного и неравномерного) придвинуть вертикальный подвижный контакт к поверхности катания колеса и по измерительной шкале определить величину проката, которая должна составлять:

(Равномерный прокат для колёсных пар первой тележки головного вагона с установленным срывным клапаном --- не более 3 мм;

Равномерный прокат для остальных колёсных пар --- не более 5 мм;

Неравномерный прокат для колёсных пар первой тележки головного вагона с установленным срывным клапаном --- не более 0,5 мм;

Неравномерный прокат для остальных колёсных пар --- не более 0,7 мм.

Нутромер (штихмасс) - для замера расстояния между внутренними гранямибандажа или ободьев колёс (срок ревизии --- 2 месяца ).

Для проведения измерений необходимо : установить неподвижный контакт на середину внутренней грани обода колеса, подвести подвижный контакт к внутренней грани 2 колеса данной колёсной пары и легкими движениями сверху вниз и вращением измерительной головки на подвижном контакте добиться соприкосновения наконечника подвижного контакта с внутренней гранью обода 2-го колеса. Далее по измерительной шкале определить расстояние между внутренними гранямиободьев цельнокатаных колёс.

(расстояние между внутренними гранямиободьев цельнокатаных колёс должно составлять 1443-1437 мм , у нагруженной к.п. допускается отклонение в нижней точке - не более 2 мм ).

Срок ревизии 3 месяца:

Скоба для измерения диаметра колёс по кругу катания колёсных пар (срок ревизии --- 3 месяца).


Измерения проводятся следующим образом : установить неподвижный контакт скобы на поверхность катания колеса, при этом подвижный контакт должен находится немного выше диаметра колеса, (упоры у подвижного и неподвижного контактов должны быть плотно прижаты к наружной грани обода колеса), далее лёгким движением руки необходимо переместить подвижный контакт по окружности до прохождения точки наибольшего диаметра (при этом упоры не должны отрываться от наружной грани обода колеса). После чего шаблон снимается и по шкале на подвижном контакте определяется практический диаметр данного колеса. (диаметр колеса не менее 810 мм 2;8;12 мм ).


Срок ревизии 6 месяцев:

Приспособление для измерения глубины рисок на оси колёсной пары со стрелочным индикатором (срок ревизии --- 6 месяцев).


Для проведения замеров: установить прибор на неповреждённом участке оси, выставить вращением циферблата показания стрелочного индикатора на “0” , далее переместить прибор на риску, произвести замер глубины риски по отклонению стрелочного индикатора

--- допускаются не более двух тупых поперечных или косых рисок на средней части оси глубиной до 0,2 мм не ближе 30 мм от галтели;

--- допускается на каждой шейке оси не более двух тупых поперечных рисок глубиной до 0,2 мм не ближе 140 мм от торца галтели;

--- допускается на каждой шейке оси не более двух продольных рисок глубиной до 0,2 мм не ближе 100 мм от торца галтели.

Максимальный профильный шаблон (срок ревизии --- 6 месяцев).

Используется для проверки профиля поверхности катания к.п. после обточки или при поступлении новых к.п. в электродепо. При проведении измерений : шаблон должен быть плотно без перекосов прижат к внутренней грани бандажа или обода колеса, отклонения от профиля шаблона допускается:

--- по поверхности катания не более 0,5 мм ;

--- по высоте гребня не более 1 мм .

Шаблон для контроля вертикального подреза гребня колеса (срок ревизии --- 6 месяцев).

Для проведения измерений необходимо : установить шаблон на колесе, плотно прижимая опорную ножку к внутренней грани обода колеса, далее придвинуть рабочую поверхность движка к радиусу гребня. Проверить на просвет или щупом наличие зазора между рабочей поверхностью движка и гребем на расстоянии 18 мм от основания гребня.

При отсутствии зазора колёсная пара подлежит ремонту.

(вертикальный подрез гребня - не допускается ).

Штангенциркуль для измерения ширины бандажа (срок ревизии --- 6 месяцев).

Для проведения измерений необходимо : подвести неподвижный контакт штангенциркуля к

(ширина бандажа должна составлять --- 133 – 126 мм ).

Скоба для измерения диаметра колеса под вагоном (срок ревизии --- 6 месяцев).

Для проведения измерения диаметра колеса без выкатки колёсной пары необходимо: установить плотно упор шаблона к внутренней грани обода колеса, установить один из неподвижных контактов на поверхность катания колеса, далее плавным движением опустить второй неподвижный контакт на поверхность катания колеса до плотного соприкосновения (не допуская при этом отрыва упора шаблона от внутренней грани обода), одновременно наблюдая за изменением показаний на индикаторных часах (которое происходит вследствие соприкосновения подвижного контакта индикаторных часов с поверхностью катания колеса). Далее показания сравниваются с расчётной таблицей замеров диаметра колеса и узнаётся практический диаметр данного колеса.

(диаметр колеса не менее 810 мм с учётом проката, разница диаметров колёс 2;8;12 мм ).

Срок ревизии 1 год:

Приспособление со стрелочным индикатором для измерения ползуна


Для проведения измерений необходимо : установить приспособление на повреждённое место на поверхности катания колеса, так чтобы измерительный наконечник своим острием попал в центр ползуна, закрепить корпус стрелочного индикатора на кронштейне, вывести стрелки индикатора на “0” , далее плавно и ровно двигаясь по гребню и плотно прижимая опорную ножку шаблона к внутренней грани обода колеса перевести приспособление на неповреждённое место, показание шкалы индикатора укажет глубину ползуна (необходимо помнить, что малая стрелка индикатора указывает целое количество миллиметров, а большая стрелка доли миллиметров (целый круг большой стрелки составляет 1 мм)). (не допускается ползун глубиной -- более 0,3 мм ;

не допускается смещение металла высотой -- более 0,3 мм;

выкрашивание площадью -- более 200 мм² и глубиной -- более 1 мм .

Штангенциркуль для измерения толщины бандажа обода колеса на расстоянии 10 мм от наружной грани (срок ревизии --- 12 месяцев).

Для проведения измерений необходимо : подвести неподвижный контакт штангенциркуля к внутренней грани обода колеса, при этом упор на штангенциркуле должен плотно касаться наружной грани обода (как это показано на фото выше), после чего подвести рамку подвижного контакта к ободу со стороны поверхности катания колеса, далее по измерительной шкале определить толщину бандажа данного колеса.

(толщина бандажа должна составлять --- не менее 30 мм ).

Контршаблон для контроля профиля круга катания (срок ревизии --- 12 месяцев).


Применяется для проверки максимального профильного шаблона (контршаблон имеет профиль соответствующий расчётному профилю поверхности катания колеса). При сведении шаблона и контршаблона (как показано выше на фото) их профили должны плотно соединиться и не иметь зазора.

Контршаблон к абсолютному шаблону для измерения проката и толщины гребня (срок ревизии --- 12 месяцев).



Применяется для проверки абсолютного шаблона. При сведении шаблона и контршаблона (как показано выше на фото) их профили должны плотно соединиться и не иметь зазора, упоры должны иметь плотное соприкосновение, при этом движки подвижных контактов абсолютного шаблона своими наконечниками должны четко касаться соответствующих рисок на контршаблоне, шкала подвижного контакта для замера толщины гребня должна чётко показывать наибольшее значение (33 мм, это показано на верхнем фото), а шкала подвижного контакта для замера проката должна чётко показывать “0” (как показано на нижнем фото)

Контршаблон к шаблону для контроля вертикального подреза гребня (срок ревизии --- 12 месяцев).

Термометры бесконтактного типа ”Кельвин”, “Пирометр” (срок ревизии --- 12 месяцев).

Измерители температуры бесконтактного типа используются для : проверки тепловых узлов во всех случаях когда измерения органолептическим путём затруднено или нагрев теплового узла вызывает подозрение, при этом измерители температуры преобразуют энергию инфракрасного излучения, излучаемую поверхностью объекта в электрический сигнал, который выводится в цифровом обозначении на экран прибора (как показано на фото выше). При этом значение излучательной способности выставляется --- 0,86 (что соответствует --- резина мягкая сырая (согласно п.6.3 Инструкции).

Все средства проходят периодическую калибровку или проверку в соответствии с Фед. Законом ”Об обеспечении единства измерений”.

Ответственный за содержание средств измерений и контроля а также за контролем за сроками калибровки в депо возлагается на: мастера руководящего участком ремонта к.п., мастера механического отделения, мастера инструментального хозяйства, инженера-метролога.

Средства измерений должны быть проверены согласно ПР 50.2.006-94 ”ГСИ. Порядок проведения проверки средств измерений” или откалиброваны согласно ПР 50.2.016-94 ”ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ”.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта колёсных пар:

Указатель температурных перемещений БК-591290, БК-590287

В комплект входит:

1. Указатель температурных перемещений БК-591290. Бк 590287.

2. Угловой столик.

3. Упаковка – деревянный ящик с размерами 750мм на 450мм на 40мм. Вес с упаковкой 14.5кг.

4. Свидетельство об изготовлении.

5. Сертификаты на материалы.



1. ИНДИКАТОРЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ, УСТАНОВКА И ПОДГОТОВКА ИХ К РАБОТЕ
1.1. Общий вид индикатора перемещений, поставляемого компанией ООО” ТЕХЭНЕРГО” (черт. БК-590287, 591290), схематично показан на рис.2.

Рис.2. Индикатор перемещений паропроводов

Рис.2. Индикатор перемещений паропроводов:
1 – паропровод; 2 – тепловая изоляция; 3 – кронштейн; 4 – шток; 5 – стержень;
6 – пластина; 7 – угловая рамка

Приведенная конструкция индикатора является рекомендуемой. Допускается применение индикаторов иной конструкции с регистрацией перемещений паропровода в пространстве с требуемой точностью.

1.2. Индикаторы устанавливаются на прямолинейных участках паропроводов предпочтительно вблизи гибов через 2-3 межопорных пролета в местах с ожидаемыми наибольшими значениями тепловых перемещений и удобных для доступа и обслуживания.

На магистрали паропроводов от котла к турбине блочных установок должно быть предусмотрено не менее трех индикаторов, на энергоустановках с поперечными связями – не менее двух индикаторов на паропроводах от котла до переключающего коллектора и от переключающего коллектора до турбины.

В целях выявления коробления паропровода вследствие температурных неравномерностей целесообразно установить на горизонтальных участках протяженностью более 5 м по два индикатора по концам участка и одному посредине участка.

1.3 . Установка индикаторов должна выполняться в такой последовательности:

– приварка кронштейна к паропроводу до наложения тепловой изоляции;

– установка штоков в кронштейне, установка угловой рамки с учетом требования п.3.5 и приварка ее к неподвижным конструкциям после наложения тепловой изоляции и срезки блокирующих стяжек пружин опор.

В случае, когда пределы измерения индикатора превышают наибольшие проектные значения полных перемещений паропровода, допускается установка угловых рамок индикатора до срезки блокирующих стяжек пружин опор с осуществлением контроля за полными перемещениями паропровода. При этом в целях исключения повреждений в ходе монтажно-изоляционных работ после фиксации на пластинах индикаторов положения оси паропровода (пружины опор сблокированы приварными стяжками) штоки следует снять и установить вновь после окончания всех монтажно-изоляционных работ перед прогревом паропровода.

1.4. Кронштейн 3 индикатора (см. рис.2) приваривается к паропроводу в соответствии с требованиями “Руководящих технических материалов по сварке при монтаже оборудования тепловых электростанций: PTM-1C-81” (М.: Энергоиздат, 1982) на расстоянии не менее 100 мм от гиба, сварного соединения и не менее 200 мм от края опоры. При этом штоки индикаторов должны быть направлены вдоль координатных осей, принятых в проектных расчетах.

– вдоль здания главного корпуса в сторону временного торца;

– под углом 90° к оси здания главного корпуса;

– вертикально.

Для того, чтобы обе пластины индикатора располагались в вертикальной плоскости (в этом случае обеспечивается чистота рабочих поверхностей пластин в условиях эксплуатации), рекомендуется располагать привариваемый к паропроводу кронштейн вертикально. В случаях, когда это невозможно по условиям компоновки или при установке индикатора на вертикальных участках паропроводов, допускается разрезать кронштейн и приварить его головку для крепления штоков под углом 90° (рис.3). При этом следует предусмотреть, чтобы расстояние (см. рис.3) от головки кронштейна до поверхности тепловой изоляции было больше длины стержня штока индикатора. Этим обеспечивается возможность замены штоков в случае их повреждения при эксплуатации.

Рис.3. Схема установки индикатора перемещений на вертикальном участке паропровода

1.5. Установка угловой рамки индикатора с пластинами должна быть выполнена так, чтобы:

– пластины были перпендикулярны соответствующим штокам;

– края пластины были параллельны осям координат;

– острия стержней штоков контактировали с рабочими плоскостями пластин во всем диапазоне температур паропровода;

– расстояния от края пластин до точек контакта стержней с пластинами были не менее 50 мм в рабочем и холодном состояниях паропровода.

Ориентированная таким образом угловая рамка жестко прикрепляется электросваркой к неподвижным конструкциям.

При больших значениях проектных перемещений паропроводов, приближающихся к пределу измерения индикатора, пластины рекомендуется установить так, чтобы линия пересечения их плоскостей располагалась параллельно оси с наибольшим значением проектного перемещения.

1.6. В отверстия кронштейна вставляются во взаимно перпендикулярных направлениях два штока и закрепляются болтами. При этом положение штока в кронштейне определяется в зависимости от значения и направления проектного перемещения паропровода вдоль оси координат, параллельно которой установлен шток.

1.7. После установки каждый индикатор должен быть проверен на работоспособность:

– стержень должен перемещаться в корпусе штока плавно, без заеданий и перекосов;

– рабочие поверхности пластин должны быть ровными, без глубоких рисок и царапин, которые могут препятствовать перемещениям острия стержня;

– расстояние от торца штока до пластины (и на рис.3) должно быть не менее значения проектного перемещения паропровода, если перемещение паропровода при прогреве направлено в сторону пластины, а в случае, когда перемещение направлено в сторону от пластины, это расстояние должно быть не менее 20-30 мм, но таким, чтобы обеспечивался контакт этого стержня с пластиной в рабочем и холодном состояниях паропровода;

– торцевые кромки пластин, относительно которых измеряются координаты точек касания острия стержней с пластиной (см. п.4.1), должны быть ровными и параллельными осям координат.

Примечание. Во избежание повреждения запрещается использовать кронштейн индикаторов и их рамку в качестве опор при производстве любого вида работ.

1.8 . На рабочую поверхность пластин наносятся ровный слой алюминиевой краски и с помощью трафаретов направление и обозначение осей принятой системы координат, а также номер индикатора согласно аксонометрической схеме.

В головку стержня после установки и закрепления штоков в кронштейне вставляется карандашный грифель диаметром 2 мм, длиной 20-30 мм.

По окончании регулировки системы крепления, устранения всех выявленных защемлений и оценки результатов 3-4 измерений показаний индикаторов на пластинах крестообразно красками различного цвета отмечаются точки касания острия стержня в холодном и рабочем состояниях паропроводов.
2. СНЯТИЕ ПОКАЗАНИЙ ИНДИКАТОРОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Показания индикаторов определяются измерением координат точек касания острия стержня с пластинами. Измерения выполняются измерительной металлической линейкой (ГОСТ 427-75) всегда с одного и того же края пластины в положительном направлении оси координат (рис.4).

Рис.4. Схема измерения показаний индикатора перемещений

Рис.4. Схема измерения показаний индикатора перемещений:
1 – точка касания острия стержня в рабочем состоянии паропровода; 2 – номер индикатора;
3 – точка касания острия стержня в холодном состоянии паропровода

Перемещение в направлении каждой оси координат определяется как разность измеренных координат в рабочем и холодном состояниях паропровода. Значения перемещений вдоль оси, являющейся общей для обеих пластин индикатора, определяются как среднее арифметическое значение перемещений, определенных по двум пластинам.

2.2. При первых прогревах паропровода должен осуществляться контроль за показаниями индикаторов и их работоспособностью, при этом необходимо убедиться в том, что:

– направление перемещений паропровода совпадает с проектным;

– торец корпуса штока не упирается в пластину;

– острие стержня не выходит за плоскость пластин.

При несовпадении перемещений паропроводов с проектными значениями или обнаружении неработоспособных индикаторов должны быть приняты меры для выявления и устранения вызвавших их причин.

2.3. При первых 3-4 пусках энергоагрегата после монтажа с выходом на номинальные параметры выполняются измерения показаний индикаторов после каждого прогрева и остывания паропровода.

Перед каждым измерением следует выполнить внешний осмотр паропровода, системы его крепления и убедиться в отсутствии защемлений и в нормальной работе опор. Осмотр осуществляется лицом, ответственным за контроль за тепловыми перемещениями паропроводов.

Результаты измерений по каждому индикатору заносятся в формуляры. Форма и пример заполнения формуляра измерения тепловых перемещений паропровода приведены в приложении 2.

2.4. Результаты измерений фактических тепловых перемещений паропроводов сопоставляются с проектными.

Перемещения паропровода вдоль каждой оси системы координат (мм) не должны отличаться от соответствующих проектных перемещений более чем на ±(25+0,3) в горизонтальном и ±0,5(25+0,3) в вертикальном направлениях (– проектное видимое перемещение вдоль оси, мм).

2.5. В случае, если несовпадение фактических перемещений с проектными превышает пределы, указанные в п.4.4, по любому индикатору, следует убедиться в отсутствии возможных причин нарушений правильности перемещений согласно пп.1-9 приложения 3 в рабочем и холодном состояниях паропровода.

После обследования паропроводов и устранения выявленных ненормальностей производятся повторные измерения перемещений.

В случае отсутствия явных причин отклонений перемещений или при неудовлетворительных отклонениях перемещений по результатам повторных измерений после устранения выявленных ненормальностей выполняется проверка представительности проектных расчетов ПО “Союзтехэнерго” в соответствии с пп.10-11 приложения 3 с проведением при необходимости поверочных расчетов и уточнением проектных значений перемещений.

Если после обследования и устранения причин отклонений (согласно пп.1-11 приложения 3) разность фактических и уточненных значений проектных перемещений паропроводов превышает допустимую (см. п.4.4), временно, но в течение не более 1 года, допускается в качестве контрольных, с которыми сопоставляются фактические, принять значения перемещений, определенные в соответствии с п.5.7.

В течение этого срока генпроектировщик проводит оценку напряженного состояния паропровода с учетом фактических перемещений. При соблюдении условий прочности дальнейший контроль за перемещениями паропровода осуществляется путем сопоставления фактических перемещений с контрольными, определенными в соответствии с п.5.7.

При этом отклонение фактических перемещений от контрольных не должно превышать

где – контрольное перемещение вдоль соответствующей оси, мм.

2.6. При удовлетворительном совпадении фактических тепловых перемещений с проектными (см. п.4.4) или с контрольными (см. п.4.5) эксплуатационный контроль за положением оси паропровода со снятием показаний индикаторов и записью результатов в формуляры необходимо выполнять перед прогревом паропроводов и при рабочих параметрах со следующей периодичностью:

– после капитального ремонта основного оборудования (блока, турбины, котла);

– после ремонтных работ, связанных с разрезкой паропровода, изменениями в системе его крепления (ремонт или замена опор), или устранения защемлений паропровода;

– в межремонтный период – 1 раз в год.

При этом проверяется исправность индикаторов в соответствии с п.3.7.

2.7 . Наблюдение за индикаторами перемещений без записи в формулярах необходимо осуществлять при каждом прогреве (от холодного состояния до номинальных параметров) и после остывания (до температуры металла трубы, не превышающей 50 °С) паропроводов, а на непрерывно работающем паропроводе – не реже одного раза в 2 мес. При этом проверяется исправность индикаторов в соответствии с п.3.7.

Критерием правильности показаний в рабочем или холодном состоянии паропровода является совпадение острия стержня с одной из соответствующих фиксированных точек на пластинах. Несовпадение острия стержня с фиксированной точкой не должно превышать

где – проектное или контрольное значение перемещения по оси, мм.

2.8 . Контроль за перемещениями паропроводов в соответствии с требованиями пп.4.6 (в межремонтный период) и 4.7 допускается производить по двум-трем индикаторам, расположенным на одной магистрали и установленным в местах с максимальными или близкими к максимальным перемещениями.

2.9. В случае выявления отклонений положения оси паропровода (несоблюдение условия, изложенного в п.4.7) следует выполнить обследование паропровода с выявлением причин отклонений в соответствии с положениями пп.1-9 приложения 3.

Сроки устранения выявленных недостатков определяет главный инженер электростанции, но они не должны превышать сроков ближайшего останова оборудования в ремонт.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ТЕПЛОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ ПАРОПРОВОДОВ, НА КОТОРЫХ КОНТРОЛЬ РАНЕЕ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ

1.1. Организации контроля за тепловыми перемещениями паропроводов, находящихся в эксплуатации, за которыми указанный контроль по тем или иным причинам ранее не осуществлялся, должны предшествовать подбор, анализ технической документации паропроводов и обследование их состояния в соответствии с положениями “Методических указаний по наладке паропроводов тепловых электростанций, находящихся в эксплуатации” (М.: СПО Союзтехэнеpгo, 1981).

Аксонометрические схемы (см. рис.1) с данными, необходимыми для контроля за тепловыми перемещениями паропровода, и указанием мест установки индикаторов выполняются персоналом ТЭС с учетом требований п.3.2 и согласовываются с проектной организацией или специализированной наладочной организацией.

1.2. При несоответствии фактической трассы паропроводов проекту должны быть выполнены поверочные расчеты с учетом их фактического исполнения. Расчеты выполняются проектной либо другой компетентной организацией.

При расчетах паропроводов должно быть предусмотрено определение перемещений в местах установки индикаторов.

1.3. Выявленные при обследовании дефекты паропроводов, системы их крепления должны быть устранены, а также должны быть реализованы возможные рекомендации проектной организации по реконструкции, выданные по результатам поверочных расчетов (например, из-за повышенного уровня напряжений).

1.4. Конструкция применяемого индикатора должна обеспечивать возможность контроля и регистрации тепловых перемещений паропровода при прогреве от холодного его состояния до рабочего.

1.5. Индикаторы устанавливаются в расхоложенном состоянии паропроводов в соответствии с требованиями пп.3.4-3.8. В местах установки индикаторов должны быть предусмотрены площадки их обслуживания.

1.6. Снятие показаний индикатора и оценка результатов должны осуществляться в соответствии с требованиями пп.4.1-4.5. Периодичность контроля за тепловыми перемещениями паропроводов определяется в соответствии с требованиями пп.4.6-4.7.

1.7. При отсутствии проектных значений перемещений в местах установки индикаторов за контрольные значения перемещений, с которыми должны сопоставляться фактические перемещения, для паропроводов среднего давления постоянно, а для паропроводов высокого давления до получения расчетных данных принимаются усредненные значения показаний индикаторов после 2-3 прогревов и остываний паропроводов при условии отсутствия защемлений и работоспособности системы крепления. Значения контрольных перемещений должны быть согласованы с генпроектировщиком или специализированной наладочной организацией и утверждены главным инженером электростанции.

Приложение 3 (справочное). ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕСОВПАДЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ С ПРОЕКТНЫМИ

Приложение 3
Справочное

Причина Внешние признаки, характерные дефекты Метод обнаружения Метод устранения
1. Защемление паропровода в проходах через перекрытия, стены, соседними трубопроводами, строительными конструкциями Отсутствие необходимых зазоров между паропроводом, подвижными деталями опор
и соседним оборудованием, строительными конструкциями Осмотр, при необходимости осмотр с местным вскрытием теплоизоляции Увеличение диаметра отверстий в проходах через перекрытия, стены; перенос металлоконструкций;
в отдельных случаях – местное утонение теплоизоляции паропровода
2. Защемление подвижных деталей скользящих, направляющих опор Наплывы от сварки, ошибочная прихватка сваркой поверхностей скольжения опор; сползание подушки с направляющей плиты Осмотр Восстановление проектной конструкции, при необходимости реконструкция опоры
3. Неправильная регулировка пружинных опор Несоответствие вертикальных перемещений проектным, перегрузка пружин опоры до соприкосновения витков или полная их разгрузка в рабочем или холодном состояниях паропровода Осмотр, измерение высот пружин и сопоставление с проектными Регулировка опор в соответствии с “Инструкцией
по монтажу и регулировке пружинных креплений паропроводов” для пусковых объектов или с “Методическими указаниями по наладке паропроводов, находящихся
в эксплуатации”
4. Повреждение опор Разрушение пружин; обрывы тяг, элементов крепления к несущим строительным конструкциям или прутковых хомутов; разрушение по сварке неподвижных опор; повреждение или деформация деталей металлоконструкции опор Осмотр, при необходимости осмотр с местным вскрытием теплоизоляции Устранение дефектов, замена разрушенных деталей
5. Повышенное трение в скользящих или направляющих опорах Низкое качество обработки рабочих поверхностей скольжения опор, гистерезисный вид следов перемещений на пластинах индикаторов Осмотр Устранение дефектов опор, поверочный расчет с учетом сил трения, реконструкция опор
6. Защемление пружин опор в блоке центральной тягой или ушком центральной тяги Ослабление тяг опоры в рабочем или холодном состояниях паропровода, отсутствие зазоров между резьбовым концом центральной тяги и траверсой блока пружины или стаканом или между ушком центральной тяги и стаканом или траверсой балки опоры Осмотр Срезка выступающей над гайками крепления части центральной тяги, реконструкция блока пружины
с заменой тяг
7. Нарушение теплового режима работы паропроводов Смещение оси паропровода относительно обычного положения, появление разности температур между верхней и нижней образующими горизонтальных участков, отрыв паропровода от скользящих опор Осмотр, проверка распределения температуры по сечению трубы деформированного участка Отработка режима дренирования в нестационарных режимах, устранение контруклонов или установка дополнительных точек дренирования
8. Несоответствие температурного состояния участков, ответвлений паропровода расчетному Наибольшие отклонения фактических перемещений от проектных вблизи присоединения ответвлений к основным магистралям паропроводов, недостаточный прогрев тупиковых зон Определение температуры и сопоставление с температурой, принятой в проектных расчетах Выполнение дополнительного расчета с учетом фактической температуры ответвлений и корректировка проектных значений перемещений
9. Повреждение индикатора Ослабление крепления штока в кронштейне; деформация пластин угловой рамки или кронштейна Осмотр Устранение дефектов
10. Несоответствие исходных данных для проектного расчета фактическим Несоответствие в расчетной схеме трассы, мест установки арматуры, индикаторов, опор и конструкции опор фактическому исполнению паропровода Сопоставление исходных данных, принятых в проектном расчете, с фактическими Корректировка результатов проектного расчета, при необходимости выполнение поверочного расчета с учетом фактического исполнения паропровода
11. Недостаточная угловая жесткость хомутовых неподвижных опор Большие по сравнению с расчетными перемещения у соседних с неподвижными опорами индикаторов Анализ перемещений Оценка влияния несоответствия перемещений на напряженное состояние паропровода, при необходимости корректировка расчетных перемещений

Компания ООО “ТЕХЭНЕРГО” изготовит.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновлении требований, предъявляемых к рисунку протектора шин автомобиля .

Изменения нормативных документов вступят в силу только 1 января 2015 года, однако я рекомендую изучить их заранее.

Итак, сегодня будут рассматриваться следующие документы: "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" (текст документа ) и "Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств" (текст ).

Приступим.

Изменения перечня неисправностей

Начнем с изменений, внесенных в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена:

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:


для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

В первую очередь, в глаза бросаются , которые ранее в правилах дорожного движения не упоминались.

Изменения затронули грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн , т.е. грузовые автомобили категории B. Ранее на таких автомобилях резина могла использоваться до тех пор, пока не останется 1 мм протектора. С 1 января 2015 года требования будут чуть более жесткими - 1,6 мм. Например, эти требования затронут небольшие грузовики (Газель, Мицубиси Л200, Фольксваген Амарок и т.п.).

Кроме того, вводятся дополнительные требования для зимней резины, имеющей маркировку "М+S", "М&S", "М S". Подобные шины должны иметь остаточную глубину протектора не менее 4 мм. Причем величина эта не зависит от того, на транспортное средство какой категории установлены шины.

Изменения технического регламента

Похожие изменения затронули и приложение 7 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств:

5.2. Применяются требования пунктов 2.3.2 - 2.3.4 Приложения № 5 к настоящему техническому регламенту.

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации

5.2.1. При появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин).

5.2.2. При остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, О3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.

5.2.3. При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (см. рисунок 5.1), а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S", во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4 мм.

Рисунок 5.1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину

5.2.4. При наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные, несквозные и прочие порезы), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местного отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

Для объективного сравнения старой и новой версии регламента приведу пункты 2.3.2 - 2.3.4 приложения 5, на который дается ссылка:

2.3.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

2.3.2.1. Для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

2.3.2.2. Для транспортных средств категории М1 - 1,6 мм;

2.3.2.3. Для транспортных средств категорий N и О - 1,0 мм;

2.3.2.4. Для транспортных средств категорий М2 и М3 - 2,0 мм;

2.3.2.5. Для прицепов (полуприцепов) - та же, что и для тягачей, с которыми они работают.

2.3.2.6. Для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4,0 мм.

2.3.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

2.3.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 2.3.2. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;

2.3.3.2. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;

2.3.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

2.3.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.

2.3.4. Не допускаются:

2.3.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

2.3.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

2.3.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

Точно также как и в перечне неисправностей, рассмотренном в начале статьи, в техническом регламенте ужесточаются требования к грузовым автомобилям категории B. Начиная с 1 января 2015 года, остаточная глубина протектора у них должна быть более 1,6 мм.

Кроме того, в техническом регламенте приводится маркировка зимних шин (горная вершина с тремя пиками и снежинка). Если на Ваших шинах есть подобная эмблема, то эксплуатировать их при остаточной глубине протектора менее 4 мм запрещено.

Ну и еще один момент. Ранее к колесам автомобилей, находящихся в эксплуатации, предъявлялись требования пункта 2.3.4. Например, не допускалось отсутствие колесных болтов, наличие трещин дисков и ободьев, нарушение формы и размеров крепежных отверстий и т.п. Как бы это странно ни звучало, но с 1 января 2015 года подобные требования к автомобилям технический регламент предъявлять не будет.

Удачи на дорогах!

Дмитрий-35

Это что же получается? Пункт 2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. - Тоже перестаёт действовать?

Из Техрегламента это удаляется, но сохраняется в приложении к ПДД (п.5.5 Перечня неисправностей)

Изменения затронули грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, т.е. грузовые автомобили категории B. Ранее на таких автомобилях резина могла использоваться до тех пор, пока не останется 1 мм протектора. С 1 января 2013 года требования будут чуть более жесткими - 1,6 мм. Например, эти требования затронут небольшие грузовики (Газель, Мицубиси Л200, Фольксваген Амарок и т.п.).

Ошибка в тексте: С 1 января 2013 года.... Всё же, я думаю, имеется ввиду "С 1 января 2015 года"

GrammarNazi , спасибо! Изменения внесены в статью.

Если заметите что-то подобное, обязательно пишите.

Удачи на дорогах!

Владимир-29

Можно использовать летнюю резину в зимний период, если дорожное покрытие не обледеневшее и не заснежено? В Крыму зимой в большинстве температура плюсовая и без снега.

Можно. Хоть в Крыму, хоть в Воркуте. Главное чтобы был выполнен пункт:

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины .

Комментарии

Как понимать(-не более)?

5.2.3. При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (см. рисунок 5.1), а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S", во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4 мм.....

Получается, что при глубине рисунка протектора 3мм возможна эксплуатация?

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации:

В таблице в расшифровке: "L - мопеды, мотоциклы, квадроциклы и т.п.", ошибка не

квадрОциклы, а квадрИциклы!!!Так?????

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации:

При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин… - …не более 4 мм.

Разве 3 мм это больше чем 4 мм? Не более, равносильно менее!

"Не более" - это "менее или равно", а не просто "менее". С точки зрения математики. Хотя в реальности границы и их принадлежность точно не получается установить.

лего , спасибо за информацию. Вы правы, статья будет исправлена.

Удачи на дорогах!

Вячеслав-5

Здравствуйте.

2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Вячеслав , здравствуйте.

Исключения про запаску нет. Если остановят - оштрафуют. Поэтому если у Вас запаска отличается от остальных колес, то используйте ее как можно меньше (сразу же направляйтесь на ближайший шиномонтаж).

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.

2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

А про запаску исключение где ни будь есть?

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

В течении одних суток не оштрафуют.

На многих импортных автомобилях есть «докатка», которая похожа на колесико от велосипеда. И «докаткой» и любой «запаской» можно воспользоваться для следования к месту ремонта. Согласно приложению к ПДД «ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» запрещена эксплуатация ТС . И даже после остановки ИДПС по данному вопросу, у вас есть сутки, для устранения данной неисправности.

Дмитрий-74

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

5.2.3. При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (см. рисунок 5.1), а также маркированных знаками "М S", "М НЕ БОЛЕЕ 4 мм

а в суде я могу обжаловать, если оштрафуют что у меня 3мм, а в законе прописано четко не более 4??

Дмитрий, Вы вырвали фразу из контекста. В суде так сделать не получится.

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация .

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Этот пункт сложно понять, особенно если не читать документ целиком.