Снятие цепи велосипеда без выжимки. Виды замков для цепи велосипеда, способы установки и снятия. Как установить цепь выжимкой

Цепь – ключевой элемент трансмиссионного узла велосипеда. Последовательно проходя через зубья ведущих звезд, она передает крутящий момент на заднее колесо, благодаря чему велосипед и едет. В процессе передвижения цепной механизм подвергается динамическим нагрузкам, что со временем приводит к его износу.

На синглспидах, как правило, цепь рассчитана на весь срок его эксплуатации: при движении по звездам она ходит ровно и прямо, без отклонений. Сложнее дело обстоит с цепями на многоскоростных велосипедах: между передними и задними звездами нет прямого угла, из-за чего она всегда расположена под углом относительно рамы. Воздействия на цепной механизм увеличиваются в несколько раз по сравнению параллельной передачей, что приводит к периодическому износу. Чтобы избежать повреждений всего трансмиссионного агрегата, вызванных износом цепи, ее необходимо своевременно поменять.

Не только «скоростные» цепи требует снятия, довольно часто ее снимают и с односкоростных байков для периодического ремонта или чистки. О том, как снять цепь с велосипеда и поставить ее обратно, мы расскажем в этой статье.

Признаки неисправности

В первую очередь стоит уделить внимание неисправности цепи на многоскоростных великах. Традиционно время хода определяется километражем, однако эти значения слишком приближенны, ведь все зависит от условий езды на велосипеде: качество дорог, подбор передач, скорость, нагрузка на педали и, соответственно, на передние звезды.

Первые признаки выхода велоцепи из строя – это неточное переключение передач и подозрительные звуки (при условии, что цепь не утратила смазку). Определить неисправность наверняка поможет следующий метод: отогнуть от самой большой звезды и посмотреть количество свободных зубьев. Если цепь свободно отходит от трех и более зубьев, то замена требуется в срочном порядке. Два зубца «предупреждают», что износ не за горами, но еще можно поездить.

Таким же методом можно увидеть ослабление цепи на односкоростном велосипеде: отгибаем ее от передней звезды и смотрим количество зубьев.

Определение степени ослабления

Еще один способ определения износа – это замер длины:

  • 304,8 мм – оптимальная длина цепи.
  • 306,5 – 307,5 – средний износ, пригодность к ремонту. Ездить пока можно.
  • 308 мм – высокая степень изношенности и цепи, и звезд.
  • Более 308 мм – повреждение всей трансмиссии.

Измерение относительного удлинения требует полного снятия цепи с велосипеда.

Замочная и сплошная цепи

Замочная цепь оснащена специальным зажимным устройством. Отцепить и надеть ее не представляет труда – достаточно просто разъединить замок. Чтобы его найти, внимательно осматриваем цепочку с обеих сторон и находим разъемное звено. В принципе, на чистой цепи найти его будет несложно: сверху надет клещ, который фиксирует звено и не позволяет ему разъезжаться. Также на замочном звене обычно выбита надпись производителя. Если отыскать замочек долго не удается, то либо цепь грязная, либо она беззамочная, или сплошная.


Велоцепь с замком

Велосипедную цепь без замка просто так разъединить не получится: все звенья на ней выглядят одинаково, впрочем, и зацеплены между собой тоже. Большое неудобство это доставляет при чистке, например, необходимо провести «генеральную чистку» в растворителе. В случае с замочной все просто – стащил и положил в керосин. Сплошная велоцепь, даже снятая со звезд, останется висеть на раме.

В плане снятия цепь с замком, безусловно, удобнее своего аналога. Однако закрепление по какой-то причине может разболтаться: клещ слететь, а само звено расцепиться. На велоцепях без замков таких слабых мест нет, и уж если она порвалась, то дело исключительно в ее качестве.

Раскрытие замка и выжимка оси звена

Раскрыть замок достаточно просто: отверткой или другим предметом (например, вязальной спицей) поддеваем клещевой зажим. Тут главное не повредить его, а еще лучше – не потерять, иначе потом зафиксировать цепь не получится. Далее расцепляем все звено. Все, цепь можно снимать и делать с ней все, что захочется: чистить, выбрасывать или укорачивать. Впрочем, об этом поговорим чуть позже.


Замочек в разобранном состоянии

Разъединить сплошную цепь можно только специальным инструментом – выжимкой. С ее помощью получится легко разобрать звено без повреждений. Процедура несложная, но торопиться не стоит:

  • Сначала выбираем звено для разборки.
  • Вставляем цепь в положение выпрессовки и запрессовки пина (оси звена).
  • Ручкой закручиваем винт и вытаскиваем ось. Направление выдавливания – в сторону винта выжимки, то есть на себя.

Извлекать пин полностью не следует, так как его будет непросто вернуть потом на место.


Выжимное устройство цепи Галля

Выжимка немного расшатывает ось, поэтому при повторном расцеплении следует выбрать другое звено.
Запрессовка оси в звено проводится в противоположном порядке: соединить между собой соседние звенья и винтом вдавить пин.

Устранение дефектов

Распространенный вид износа – это провисание цепи, когда ее длина относительно первоначальной увеличивается. Ранее были рассмотрены критические значения длины велоцепи, при которых ее нельзя использовать. Все верно, но цепь не обязательно сразу выбрасывать, а можно починить. При длительных нагрузках оси разбалтываются, что вызывает продольное и поперечное расширения. Поперечное устранить невозможно, а вот с продольным вполне можно повозиться.

Убирать лишние звенья надо таким образом, чтобы цепь спокойно, без натяга проходила по большой звезде. При помощи выжимки удаляются лишние звенья, осевые валы со снимаемых элементов вытаскиваются полностью. Тут главное не ошибиться и не вытащить слишком много звеньев.

Если с растянутой цепью приходится ездить, то во избежание ее слета можно устанавливать так называемые – детали, которые не дают цепи слететь при движении. Различают несколько типов таких приспособлений:

  • Роликовые с двумя фиксаторами.
  • С широкими роликами.
  • Рамочные (или безроликовые).


Так выглядят успокоители на велосипеде

Использование успокоителей в качестве защиты – это, конечно, хорошо, но лучше будет подумать о том, чтобы поменять цепь.

Установка цепи на велосипед

Чтобы поставить цепь на синглспид, достаточно навесить ее на обе звезды, запрессовать пин или защелкнуть замок. Со скоростными байками будет чуть посложнее:

  • Зафиксировать переключатели на малых звездах.
  • С учетом расположения натяжных роликов надеть цепь на звезды.
  • Совместить звенья.
  • Зажать цепь и впрессовать ось. Если велоцепь с замком, обходимся без выжимки.

После того, как установка завершена, необходимо проверить ход цепи: несколько раз прокрутить педали. Если при кручении не наблюдается провисаний или затруднений, то цепь имеет оптимальную длину и установлена правильно.

Справиться со снятием и монтажом велосипедной цепи сможет каждый владелец двухколесного коня. Нехитрая и простая процедура не отнимет много времени, зато отлично поможет в дальнейших поездках!

Обслуживание: ремонт велосипедной цепи своими руками

Навыки ремонта двухколесного транспорта помогут любителям езды быстро и эффективно справляться с трудными вопросами. Наиболее часто волнует вопрос, как снять цепь с велосипеда. В любое время могут возникнуть непредвиденные ситуации или потребность обслуживания техники и поэтому несколько рекомендаций окажут помощь.

В каких случаях это необходимо?

Данная процедура может понадобиться при следующих моментах:

  • Замена старой детали на новую;
  • Установка на транспорт новых переключателей скоростей;
  • Для того чтобы сделать цепь короче;
  • Для чистки элемента.

Процесс работы

Снятие элемента с замком не займет много времени и сил. На сегодняшний день существует несколько разновидностей этого приспособления велосипедной цепи , но принцип их открывания схож. Необходимо сомкнуть оси и снять крышку. Для удобства можно применить пассатижи, также хорошо если есть под рукой клещи для размыкания. Таким образом, вся процедура не займет много времени и можно будет быстро удалить неисправность, поменять деталь или снять цепь с велосипеда.

Если замок отсутствует, то нужно приложить определенные усилия. Для работы понадобится специальная выжимка. Она представляет собой инструмент, с помощью которого очень удобно и легко выдавливать пин. Для работы необходимо разместить звено цепи так, чтобы выжимная ось находилась прямо напротив пина. Затем нужно покрутить ручку и выдавить непосредственно сам пин. Очень важно не допустить его выскакивание, иначе вставить пин на место правильно будет очень трудно. Далее цепь велосипеда можно заменять либо ремонтировать.

Есть и некоторые моменты, которые следует учесть при работе. Например, происходило неоднократное снятие одно и той же велосипедной цепи, то в следующий раз необходимо размыкать другое звено и сегмент, ведь после этого процесса оно немного расшатывается. Также некоторые модели выжимки могут иметь два посадочных места и нужно крепить звено аккуратно, правильно и внимательно.

Современные модели техники имеют в своей конструкции специальный замок, который упрощает процедуру. Для некоторых же цепей понадобится специальный инструмент - выжимка. Она обеспечит удобство при удалении лишних или поврежденных звеньев и позволит правильно снять велосипедную цепь. Без использования подобного приспособления снять цепь с велосипеда достаточно сложно, хотя возможно.

Конструкция и ее особенности

Цепь велосипеда представляет собой достаточно простую металлическую конструкцию, которая предназначена для передачи трансмиссии от ведущей звезды к ведомой. Составляющие элементы:

  • Пластина наружная;
  • Внутренняя пластина;
  • Пин (валик);
  • Ролик;
  • Втулка.

Главным отличием между разными видами является расстояние между валиками и ширина. У некоторых видов транспорта эта деталь может быть частью системы переключения скоростей. Эта деталь важна и требует особого внимания.

Для качественного функционирования велосипедной цепи требуется регулярное обслуживание, чистка и ремонт. Периодическая смазка и промывка обеспечат хорошую работу техники, а каждые несколько тысяч километров цепь нужно заменять на новую. Существует и определенный показатель степени удлинения (0,5%), то есть поры, когда нужна новая деталь. Без специальных инструментов для измерения можно определить степень изношенности следующим образом: нужно установить элемент на самую большую звезду (ведущую) и оттянуть ее, сдвигая в сторону от зубьев. Если в получившееся пространство вмещается более 4 зубьев, то велосипедную деталь необходимо срочно заменить.

После долгого использования велосипеда без обслуживания цепь нередко начинает провисать. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях? Что требуется для определения ее правильной длины? Поиском ответов на эти и другие вопросы займемся в представленном материале.

Какие факторы сказываются на удлинении велосипедной цепи?

К износу осей, так называемых пинов, велосипедной цепи приводит целый ряд моментов. Во-первых, между элементами конструкции скапливаются отложения в виде старого масла, на которое налипает пыль и мелкие загрязнения. Кроме того, растяжение может вызвать чрезмерная нагрузка на цепь в случае преодоления крутых подъемов на велосипеде. Другая причина - окончание срока службы цепи, разрушение ее элементов в результате ударов, коррозии металла. Чтобы избежать дискомфорта в ходе эксплуатации байка, нужно разобраться,

Как определить оптимальную длину?

Прежде чем разобраться, можно ли укоротить цепь на велосипеде собственными руками, нужно выяснить, какую длину она должна иметь для комфортного передвижения. Чтобы разобраться в этом вопросе, достаточно перекинуть цепь на наиболее крупные звезды как в области задней, так и передней ходовой части байка. Далее необходимо разомкнуть одно из звеньев. В завершение следует максимально стянуть цепь. К полученной длине достаточно добавить пару сантиметров, чтобы цепь не находилась в чрезмерном перенапряжении в ходе езды.

Подготовка к демонтажу

Чтобы было легче работать с цепью, стоит предварительно выполнить ее очистку. Простейший способ - протереть ее обычным отрезком материала, пропитанным керосином. Также можно воспользоваться специальной смывкой, в частности жидкостью AB-80 или WD-40.

Инструменты

Как укоротить цепь на скоростном велосипеде либо горном байке? Чтобы разъединить звенья, можно воспользоваться несколькими инструментами. Прежде всего стоит обратить внимание на специальную выжимку. Последняя представляет собой несложное приспособление, напоминающее ручную станину со штоком, что осуществляет давление на оси (пины) звеньев. Купить такой инструмент можно в любой точке по продаже спортивного инвентаря. Обойдется его приобретение в сумму от 500 до 1000 рублей.

Если же нет возможности купить выжимку, в таком случае придется воспользоваться подручными средствами. Речь здесь идет о молотке и металлическом прутке, который послужит пробойником для извлечения осей звеньев. Также понадобится пара гаек, что будут подкладываться под звенья цепи.

Как укоротить цепь на велосипеде с помощью выжимки?

Чтобы сделать работу, прибегая к эксплуатации специального инструмента, нужно выполнить такую последовательность действий:

  1. Установить выжимку в положение, при котором ее стержень будет находиться по центру оси звена цепи.
  2. Выполнять вращательные движения инструментом, пока ось практически полностью не выйдет из звена.
  3. Разъединить цепь и при необходимости произвести аналогичные операции с ее оставшимися участками.
  4. Убрать ненужные звенья и соединить конструкцию.

Разобравшись, как укоротить цепь на велосипеде, нужно выяснить, как ее соединить. Узкое полузвено необходимо вставить между щечками широкого. Затем ось должна полностью войти в отверстие втулки. Далее необходимо оценить подвижность звеньев. Если она недостаточна в месте соединения, шарнир можно разработать при помощи плоскогубцев.

Как укоротить цепь на велосипеде без выжимки?

Отсутствие специализированного инструмента, предназначенного для разъединения звеньев цепи, не является критическим моментом. Как уже упоминалось выше, альтернативой выжимке может послужить металлический штырь, гвоздь, прочее. Также здесь потребуется молоток, с помощью которого оси будут выбиваться из звеньев.

При таком подходе к делу главное - соблюдать осторожность. Ведь неаккуратные, слишком сильные удары могут привести к деформации пластин звеньев. Чтобы этого не происходило, под элементы цепи нужно заблаговременно подложить обычные гайки.

Тем, кто впервые прибегает к укорачиванию велосипедной цепи без применения специальной выжимки, рекомендуется предварительно потренироваться. В этих целях стоит использовать старую цепь либо отдельные, ненужные звенья. Такая работа требует определенной сноровки. Поэтому перед воздействием на исправную цепь с помощью молотка и пробойника нужно выполнить вышеуказанные действия несколько раз и оценить результат собственных трудов.

В заключение

Вот мы и выяснили, как укоротить велосипедную цепь. Как видно, справиться с такой задачей можно не только при помощи специальной выжимки. Для выполнения работы иногда достаточно воспользоваться подручными средствами, которые найдутся в каждом доме.

Умение разъединить и вновь собрать цепь - необходимый навык, который позволит тебе не только устранить эту проблему в пути, но и определить другие неполадки с приводом.

Хотя снятию цепи помогает её тщательная промывка и очистка, старайся как можно реже разбирать и соединять цепь, особенно это относится к шимановским цепям, потому что тебе всякий раз потребуется новый соединительный пин, который продаётся во всех приличных веломагазинах (получается, что таковых в России нет. - Прим. перев).

1. Когда размыкаешь цепь, прежде всего правильно зафиксируй её в выжимке. Цепь должна лежать на внешней направляющей - той, которая дальняя от тебя (внутренняя потребуется позже, во время соединения цепи).


2. С правильно закреплённой цепью на внешней направляющей, вкрути носик выжимки в пин цепи. Если у тебя не шимановская цепь, будь осторожен: не вкручивай слишком глубоко, потому что тебе придётся снимать всё звено, если пин выскочит полностью (на некоторых выжимках есть специальный упор, предотвращающий это). Если же у тебя цепь «Шимано», то выдавливай пин до конца.

3. Теперь сними цепь. Если у тебя не шимановская цепь с торчащим из неё пином, то ты не сможешь протащить её сквозь задний переключатель и кассету, поэтому тебе придётся прокрутить её в обход.


4. Положи цепь в ёмкость для мытья и полностью залей её чистящей жидкостью. Используя жёсткую щётку, хорошенько прочисть цепь с обеих сторон и между звеньями. В завершение промой цепь в горячей воде, чтобы полностью избавиться от чистящей жидкости, а затем смажь какой-нибудь жидкостью, заменяющей воду, вроде WD40.

5. Поставив переключатели на самые маленькие звёзды, надень цепь на место так, чтобы выдавленный пин торчал в твою сторону. Если у тебя цепь «Шимано», то не играет роли, какой стороной ты её наденешь: всё равно тебе придётся вставить новый пин. В общем, обладатели шимановской цепи переходят к пункту номер шесть, остальные перескакивают сразу к восьмому.


6. Для тех, у кого цепь «Шимано»: её надо соединять, используя специальный соединительный пин. Держа цепь «в сборе», вставь в неё этот пин. Затем при помощи выжимки вдави пин в цепь, до тех пор, пока он не встанет заподлицо с твоей стороны и с торчащим «излишком» пина с противоположной.

7. Держа цепь в руке, откуси пассатижами лишнюю часть соединительного пина «Шимано». Теперь цепь готова к использованию. Проверь: в месте соединения линк не должен быть тугим, но если это случилось, то смотри пункт девять.


8. Чтобы соединить не шимановскую цепь, надо сделать следующее. Используя внешнюю направляющую, расположи цепь в выжимке и начинай вдавливать пин обратно в цепь, но не до конца. Остановись, когда остаётся ещё примерно 1 мм, а с другой стороны пин уже вошёл заподлицо.


9. Скорее всего, на не шимановских цепях ты обнаружишь, что линк становится тугим, стоит лишь вставить в него обратно пин. Чтобы ослабить линк, положи цепь на внутреннюю направляющую (ближнюю к тебе) и осторожно вдави пин до конца цепи. Во время этого боковинки линка разогнутся в достаточной мере для свободного вращения линка.

10. Убери выжимку и проверь руками, что линк вращается свободно, без помех. Кроме того, убедись, что пин вставлен достаточно далеко, чтобы соединить цепь с обеих сторон.

Инструменты для работы

Пассатижи

Цепь

Чистящая жидкость

Щётка для чистки

Ёмкость для мойки

Качественная выжимка

Жидкость, замещающая воду (WD40, GT85 и т. п.)

Соединительный пин «Шимано» (если у тебя Шимановская цепь)

Как всегда, мы начинаем с подготовки инструмента. Сегодня нам понадобятся:

Вы можете использовать как специальный вариант выжимки, так и выжимку из набора с шестигранниками. Принцип работы выжимки очень прост. Цепь устанавливается в специальные пазы и с помощью штифта выдавливается один пин соединяющий соседние звёнья.

Старая, ненужная спица

Старая спица нужна для того, чтобы сделать небольшой крюк, который будет удерживать цепь.

Старый шнурок

Шнурок вам понадобится, если у вас в цепи используется цепной замок и у вас не получается его открыть.

Плоскогубцы

Они потребуются, если в вашей цепи используется фиксирующий пин, а не цепной замок.

Процесс снятия цепи

На рынке множество производителей цепей, но все они сделаны практически одинаково и принципиальных отличий для снятия той или иной цепи нет.

Если у вас цепь с замком для цепи, то вам не потребуется особый инструмент. Конечно, есть специальный ключ для размыкания цепных замков, но обзаводиться таким для домашнего использования не очень логично. Хотя бывает, что замок сидит очень туго и снять его трудно. Тогда гораздо проще использовать старый обувной шнурок. Берёте шнурок, продеваете его через оба звена цепи и тянете за оба конца. Примерно вот так:

Замок раскроется без особых усилий!

Но что, если у вас нет замка на цепи? Тогда в ход идёт выжимка и спица!

  1. Первым делом сбросьте передачи на самые маленькие звёзды спереди и сзади.
  2. Откусите кусочек старой спицы, вам нужно всего 10-12см.
  3. С каждого конца спицы загните её на 1-2 см и установите на цепь:

  1. На согнутом участке выберите пин который вы будете выжимать и совместите его со штифтом выжимки.
  1. Вращайте выжимку, пока штифт не выдавит пин и цепь не разъединится.

  1. Уберите ваш импровизированный фиксатор цепи и снимите цепь.

Как подогнать размер цепи

Если вы не испытывали никаких проблем на старой цепи, её длины хватало на всех передачах и визуально ваш переключатель не испытывал дополнительной нагрузки из-за короткой цепи, то нужно просто совместить старую и новую цепь и удалить излишки с новой цепи.

Если вам нужно удлинить цепь, то переключите передачи на самую большую заднюю звезду и самую большую переднюю звезду, после чего проденьте цепь через звёзды и ваш переключатель. Наметьте такую длину цепи, чтобы она была минимальной, но угол между задним переключателем и его рамкой со звёздочками не был больше 170 о.

Как установить цепь

Установка новой цепи дело нехитрое. Как обычно, переведите ваши переключатели на самые маленькие звёзды, а затем проденьте новую цепь подходящего размера. Дальше варианты развития событий зависят от того, какой способ фиксации вашей цепи.

Если у вас замок для цепи :

  1. Проденьте звенья цепного замка в свободные отверстия цепи.
  2. Совместите отверстия на замке цепи с пинами замка и соедините цепь.
  3. Проверните педали так, чтобы замок цепи оказался сверху и надавите на педаль, замок должен защелкнуться.

Если у вас специальный пин для фиксации :

  1. С помощью фиксатора цепи зафиксируйте саму цепь.
  2. Совместите отверстия в звеньях цепи и вставьте пин.
  3. Используя выжимку цепи полностью запрессуйте пин и отломайте конец с усеченным конусом с помощью плоскогубцев.

Надеемся, что наши советы окажутся полезными и помогут вам во время ремонта.