Дорожные знаки уменьшат вдвое. Уменьшенные дорожные знаки Что за новые знаки

Уменьшенные дорожные знаки появились в ряде городов в конце августа 2017 года в рамках эксперимента. При этом, существует документ под назваием "ГОСТ Р 52289-2004" на технические средства регулирования, который устанавливает допустимые размеры знаков. Можно ли не соблюдать предписания дорожных знаков, если они уменьшены в размерах и на что при этом ссылаться, мы обсудим в статье.

Что за новые знаки?

Итак, в качестве эксперимента в конце августа 2017 года на некоторых участках дорог были установлены знаки уменьшенных размеров. Эксперимент коснулся не всей России, конечно же. Пилотными городами были выбраны Москва и Санкт-Петербург. Но и в них такие знаки появились далеко не везде, хотя местные жители уже "раскачали" интернет и службу приёма обращений граждан ГИБДД вопросами о том, что это за уменьшенные дорожные знаки и как их понимать.

Мы знаем, что, согласно ГОСТУ, все знаки на дороге должны быть определённых размеров. Размеры эти отличаются как в зависимости от предназначений таких знаков, так и от мест, где они установлены (чаще от разрешённой скорости на участке дороги), а также от того, постоянные они или временные. В среднем, их размеры составляют от 500 до 1300 миллиметров. Но может быть и больше в зависимости от назначения.

Новые уменьшенные знаки же имеют размер максимум 500×500 мм, что уже меньше большинства условий, предписанных ГОСТом. Неужели дорожные службы позволили себе нарушить ГОСТ и тем самым создали прецеденты для игнорирования таких знаков юридически подкованными автолюбителями и выигранными ими же делами в случае попытки привлечения последних?!

Не всё так просто. Тот же ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что в целях экспериментов допускается изменять размеры дорожных знаков в любую сторону - как уменьшения, так и увеличения. В частности, пункт 4.6 говорит нам следующее:

4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами . В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента.

Как видим, ГОСТ в данном случае нисколько не нарушен, и дорожные знаки уменьшенного размера нужно обязательно соблюдать - точнее, соблюдать их предписания, запреты, предупреждения и так далее в зависимости от их назначения.

Правда, информирования транспарантами о том, что знаки уменьшены, на дорогах с экспериментальными участками не встретить. Видимо, власти не посчитали нужным информировать участников дорожного движения об этом эксперименте.

Но логика тут есть. ГОСТы регулируют не только размеры технических сооружений на дороге, но и их формы и изображения. Вот если бы изменились изображения, то можно было ввести в курс дела о том, что этот знак означает. Так было, например, когда на красный сигнал светофора также в качестве эксперимента разрешили поворачивать направо; а также, когда вводили новые светофоры со светящейся окантовкой, обозначающей присутствие дополнительной секции, которую иначе не было видно в тёмное время суток.

В случае же уменьшенных дорожных знаков такое информирование не особо и нужно, ведь изображения на знаках остаются те же, меняется только их размер.

Какой штраф, если всё же не соблюдать уменьшенные знаки?

Штрафы за нарушения предписаний, запретов и т.п. знаков совершенно разные - от минимальных 500 рублей до внушительных 5000 рублей , а в определённых случаях и до лишения прав.

Вообще, все штрафы, регулируемые административным кодексом, часто пересекаются, и КоАП устанавливает в таких случаях, что участник дорожного движения может быть наказан только по одной статье - более частной. Например, если Вы заехали под "кирпич" на дорогу с односторонним движением и двигаетесь против хода движения потока, то за это Вас могут лишить прав только за движение навстречу потоку по одностороннему движению, а не за проезд под "кирпич", так как здесь одно нарушение привело к двум наказаниям. А КоАП в таких случаях требует привлечения только по одной статье, но более строгой (ч.2

Уменьшенные и совмещенные дорожные знаки планируется установить по всей стране после успешного эксперимента в пяти регионах.

ГИБДД поддержала предложения, инициаторами которых несколько лет назад выступило правительство Москвы, сообщили «Известиям» в ведомстве. Теперь минимально допустимый размер знаков понижен до 40×40 см, а в отдельных случаях и до 35×35, почти вдвое меньше прежнего стандарта. Эксперимент с уменьшенными знаками проходил с 2017 года, задуман в интересах пешеходов и не вызвал массовых протестов водителей.

Всё для пешехода

В московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД) говорят, что замена дорожных знаков на более миниатюрные или сдвоенные делается прежде всего для улучшения внешнего облика улиц. В центрах городов интересы пешеходов теперь принято ставить выше, чем человека за рулем.

Новые типы знаков включены в проект редакции национальных и межгосударственных ГОСТов, сказали «Известиям» в пресс-службе ГИБДД. В межгосударственном ГОСТе больше вариаций. Например, для квадратных знаков (к ним относится «Парковка») может появиться новый формат - 35×35 см, тогда как сейчас минимум 60×60. Для круглых (например, «Остановка запрещена») предусмотрен диаметр 50 см.


Изменение габаритов дорожных знаков обсуждалось несколько лет. В 2014–2015 годах ЦОДД совместно с Московским автодорожным институтом (МАДИ) провели исследование видимости уменьшенных знаков и пришли к положительным выводам. Результатом стало официальное предложение обновить ГОСТы. А в конце 2016 года занимавший тогда должность первого вице-премьера Игорь Шувалов на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения поручил проработать возможность применения новшества по всей стране.

Инициаторы объясняли, что такие знаки удачнее вписываются в окружающую среду, не загораживают обзор пешеходам. Есть и соображения удобства: малые знаки можно вешать даже на дома, если на дороге не хватает места. Наконец, по стоимости они дешевле нынешних.

В первую очередь эксперимент начали реализовывать с 2017 года в Москве. Сегодня во многих местах города размер знаков 50×50, а на некоторых улицах в центре, где действует ограничение скорости до 60 км/ч, даже 40×40, сообщили «Известиям» в ЦОДД. За два года, прошедших со старта эксперимента, знаки установлены более чем на 140 улицах, в 2019 году они появятся еще как минимум на 37, отметили в ЦОДД. Московские водители особо не жалуются, многие даже не заметили перемен.

После столицы эксперимент распространился на Санкт-Петербург, Саратов, Владимир и Калининград. А в ноябре 2017 года был утвержден предварительный национальный стандарт (ПНСТ), допускающий два отдельных уменьшенных типоразмера (предусматривают ширину знака в 40 и 50 см соответственно). Он действует пока до ноября 2020 года.

Мини-парковка

Обсуждаемый вариант изменений ГОСТа содержит также возможность использования знака «Парковка» размером 35×35 см, рассказали «Известиям» в пресс-службе МВД. Это почти вдвое меньше, чем ныне действующий типоразмер 60×60. Знак 35×35 можно будет применять на улицах со слабоинтенсивным движением, например внутри исторической застройки.

В доработанной редакции впервые появятся также совмещенные знаки. Например, «Парковку» объединят с табличкой «Платные услуги» и «Инвалиды». ГИБДД предложила разрешить совмещать знак парковки также с обозначением мест для электромобилей и транспортных средств дипкорпуса. Правительство Москвы предлагало указывать на «Парковке» также время ее действия, но эту идею ГИБДД по какой-то причине не поддержала, следует из ответов ведомств.

Соразработчик ПНСТ, руководитель проекта Probok.net Александр Шумский считает, что на небольших улицах малые знаки будут видны даже лучше, чем большие.


Чем больше крупноразмерных знаков расположено на малых улицах, тем менее заметен каждый из них, - отметил он. - Практика показала, что знаки шириной 40 или 50 см могут применяться без каких-либо отрицательных последствий. Размер 35 см тоже не является критичным: когда водитель ищет парковку, он замедляет ход.

Кроме того, уменьшенные знаки обходятся городу на 40% дешевле прежних, меньше стоит и их эксплуатация, сокращаются расходы на установку, добавил Александр Шумский.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что восприятие знаков водителями зависит от скорости движения на дороге. Чем меньше знак, тем больше риск, что водитель на определенной скорости его не увидит или не успеет отреагировать, сказал он «Известиям».

Тем не менее эксперимент в Москве, по его словам, показал, что установка знаков меньшего размера на улицах со спокойным движением сильно не повлияла на процент водительских ошибок.

Решение о том, какой размер установить, в каждом случае, согласно правилам, будет принимать владелец дороги.

01.02.2017

Знаковое решение властей. Дорожные указатели уменьшатся в размерах

В столице стартует эксперимент по установке дорожных знаков уменьшенного размера. Кроме того, число информационных табличек будет сокращено почти в два раза. В основном изменения коснутся знаков, связанных с правилами остановки и стоянки транспортных средств. Новые знаки установят в первую очередь на улицах в центре города.

Инициаторами эксперимента выступил Центр организации дорожного движения совместно с экспертным центром Probok.net. По их данным, в настоящее время на ряде центральных городских улиц с действующей платной парковкой наблюдается перебор дорожных знаков. Таблички портят внешний вид улиц, а также создают путаницу среди водителей.

Первые дорожные знаки уменьшенного образца в рамках пилотного проекта появятся на Большой Никитской улице, в Гранатном и Брюсовом переулках. Там знаки «Остановка запрещена» и «Парковка» размером 700 на 700 мм заменят аналогичными знаки меньшего размера – 500 на 500 мм. На Малой Никитской и в Скарятинском переулке знаки будут еще меньше – 400 на 400 мм. Кроме того, знаки «Парковка», «Способ постановки машины» и «Платные услуги», которыми сейчас обозначают платные парковки, будут объединены в один новый знак. В порядке эксперимента в Гранатном переулке уберут несколько запрещающих стоянку знаков – зона ограничения останется прежней, но будет обозначена одним знаком и желтой полосой у бордюра. Пилотный проект продлится около шести месяцев, затем будет принято решение о повсеместной замене дорожных знаков.

Установка дорожных табличек нового образца – не единственный эксперимент столичных властей. Напомним, в августе 2015 года на трех центральных перекрестках города стала применяться вафельная разметка. Она сообщает водителю, что за выездом на забитый автомобилями перекресток ведется видеоконтроль. Штраф за выезд на перекресток при заторе составляет тысячу рублей. Эксперимент проходит в течение года, применение вафельной разметки уже признали эффективным: весной она появится на многих перекрестках города.

Еще один эксперимент, признанный властями удачным, – установка на Третьем транспортном кольце камер, фиксирующих поворот из второго ряда. Первая такая камера появилась на съезде с ТТК на Варшавское шоссе в декабре 2015 года, а 2016-м на ТТК установили еще две камеры – при съезде на проспект Мира в сторону области и при съезде на Ленинградский проспект – тоже в сторону области. За год камеры «выписали» 34 тысячи постановлений по статье 12.14 часть 1.1 КоАП РФ – «Невыполнение требования ПДД перед поворотом заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части». Штраф за данное правонарушение составляет 500 рублей.

По словам главы ЦОДД Вадима Юрьева, благодаря установке камер скорость на ТТК увеличилась с 33 до 35 км в час, а в районе съезда на проспект Мира скорость повысилась с 33 до 38 км в час. В июне нынешнего года на дорогах города появится еще 18 аналогичных камер. Всего в прошлом году на дорогах появилось 600 дополнительных камер видеофиксации нарушений правил.

АННА ЛЕВЧЕНКО

, , , .

В Научно-исследовательском центре безопасности дорожного движения (НИЦ БДД, входит в систему Госавтоинспекции) МВД России по запросу «Ъ» провели юридическую оценку эксперимента, который проводится в центре Москвы, по применению малоформатных дорожных знаков. Провести его, напомним, поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов, инициаторами выступили Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и экспертный центр Probok.net. Идея заключалась в том, чтобы упорядочить внешний вид дорожных указателей: многие из них слишком крупные и портят внешний вид улиц . В рамках пилотного проекта 2 февраля 2017 года на улицах Большая Никитская, в Гранатном и Брюсовом переулках, на Малой Никитской улице, в Скарятинском переулке установили новые знаки (в 1,2-1,5 раза меньше стандартных габаритов), помимо этого были демонтированы ряд информационных табличек. По данным «Ъ», аналогичная инициатива прорабатывается властями Санкт-Петербурга, Саратова и нескольких других городов.

Еще раз прочитайте выделенное жирным. Идея во внешнем виде, но не в безопасности дорожного движения. Уже писал про эту инициативу ().

Дополнительно отмечу, что данные «Ъ» по проработке этой инициативы не соответствуют действительности. По моим данным, в начале февраля Шумский из Пробок.нет приезжал в Санкт-Петербург и в рамках совещания в КРТИ предлагал уменьшить дорожные знаки. Однако ответить на уточняющие вопросы не смог. В Петербурге такого безумства с установкой знаков через каждые 5 метров по 5 знаков (условно) на стойке как в Москве нет. Проектировщики и представители ГИБДД знают свое дело. А о требованиях федерального закона о БДД Шумский даже не знает. Поэтому разошлись с миром каждый при своем мнении.

Уменьшение размеров отдельных указателей, пояснили «Ъ» в НИЦ БДД, допускается согласно нацстандарту ГОСТ Р 52290-2004. «В то же время при условии обеспечения безопасности движения уменьшение типоразмеров знаков считаем допустимым, если это не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 32945-2014,- отметили в НИЦ.- В нем установлен выбор типоразмеров знаков в зависимости от скорости движения и типа покрытия автодороги». Таким образом, пояснили «Ъ» в центре, знаки наименьшего типоразмера могут быть установлены на дорогах с разрешенной скоростью движения до 60 км/ч включительно. При этом, отмечают в НИЦ, в КоАП РФ отсутствует наказание за превышение скорости на 20 км/ч и менее: таким образом, при фактическом ограничении скорости 50-60 км/ч водитель безнаказанно едет 70-80 км/ч. «Учитывая данное обстоятельство, знаки уменьшенного типоразмера, по нашему мнению, можно устанавливать на участках с максимальной разрешенной скоростью до 40 км/ч «,- считают в НИЦ БДД.

В столичном Центре организации дорожного движения «Ъ» заявили: в России допускается применение нестандартных указателей по согласованию с ГИБДД. «Данный проект является пилотным, и пока рано говорить о его повсеместном использовании. Для качественного и полноценного анализа эксперимента ЦОДД работает совместно с учеными и экспертами,- заявили в организации.- Эксперимент продлится примерно полгода, после чего будет принято решение об использовании новых указателей».

Насущный вопрос — а по какой методике проводится эксперимент? По каким критериям будет оценен результат эксперимента? В очередной раз сделают вывод о том что в местах без ДТП не будет новых ДТП связанных с уменьшением дорожных знаков? Мы это уже проходили с .

И хотелось бы узнать имена ученых и экспертов.

Искусственно ограничивать скорость движения в зоне эксперимента не нужно, считает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. «На этих улицах и так узкие полосы, островки безопасности и много пешеходных переходов. В результате водители снижают скорость самостоятельно и едут медленнее, чем 60 км/ч,- говорит он.- При этом сами знаки стали гораздо более различимы и перестали сливаться друг с другом».

Свой проект нужно защищать. Однако следует понимать, что ограничение скорости необходимо для в транспортном потоке и, как следствие, для снижения рисков ДТП. Если одному водителю негде разогнаться и он будет ехать со скоростью 40 км/ч, то «стритрейсеру» такое место в самый раз для показа своего «профессианализма».

Еще до начала эксперимента ЦОДД заказывал исследование на эту тему в Московском автодорожном институте (МАДИ). «Мы говорили о том, что уменьшение размеров знаков должно происходить пропорционально снижению скорости,- пояснил «Ъ» проректор МАДИ Султан Жанказиев.- Мы проводили испытания: некоторые знаки хорошо читаются на скоростях не более 50-60 км/ч. Однако фактическая скорость с учетом «штрафного зазора» составляет 70-80 км/ч». С другой стороны, говорит господин Жанказиев, если сегодня поставить знаки, ограничивающие скорость на уровне 30-40 км/ч (для достижения фактической скорости 50-60 км/ч), то «их потом придется переставлять, это создаст хаос и неразбериху». Связано это с тем, что «в ближайшее время зазор будет отменен или сокращен», уверен Султан Жанказиев.

В сети нет данного исследования. Интересно было бы почитать…

В Москве расширен эксперимент по установке уменьшенных дорожных знаков. До конца сентября 2,3 тысячи таких знаков появятся на 27 улицах в центральной части города. Все эти территории были благоустроены по программе «Моя улица», теперь дорожные знаки на них заменят на более эстетичные.

«Обновленные знаки по размеру будут в 1,5 раза меньше прежних. Уменьшенный вариант выглядит лучше, не закрывает вид на архитектуру улиц, при этом хорошо заметен для автомобилистов. Новые знаки улучшат эстетический облик города», — рассказал первый заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Ходаков.

Информационные таблички на улицах, где проходит эксперимент, использовать не будут — появятся совмещенные дорожные знаки. Например, на одном поле установят знаки «Парковка» и «Инвалид», а также «Парковка» и «Платные услуги».

Совсем скоро новые знаки можно будет увидеть на Мясницкой, Малой Якиманке, Большой Бронной улицах и Кузнецком Мосту, а также в Никитском, Вознесенском и Калашном переулках.

Больше всего установят на Неглинной (297) и Мясницкой (262) улицах. В Вознесенском переулке заменят часть знаков на территории от Большой Никитской до Елисеевского переулка. Там их появится более 120. Кроме того, более четырехсот уменьшенных знаков разместят на Большой Бронной, Большой Молчановке, Рождественке и в Рахмановском переулке.

Демонтированные большие знаки планируют устанавливать при изменении схемы движения на широких улицах и крупных магистралях.

Впервые уменьшенные дорожные знаки появились в центре Москвы в рамках эксперимента — на Большой Никитской и Малой Никитской улицах, в Брюсове, Гранатном и Скарятинском переулках. Количество опор для размещения знаков там сократилось в полтора раза (с 832 до 593 штук).

Затем применение уменьшенных дорожных знаков расширилось. На 25 улицах в районе Хамовники ведутся работы по экспериментальной установке дорожных знаков. Также предусмотрено совместное применение цветной (голубой) горизонтальной дорожной разметки для обозначения специализированных парковочных мест .

Улицы, на которых до конца сентября появятся уменьшенные знаки:

Арбатский переулок;

Борисоглебский переулок;

Большая Бронная улица;

Вознесенский переулок;

Газетный переулок;

1-й Добрынинский переулок;

2-й Добрынинский переулок;

3-й Добрынинский переулок;

4-й Добрынинский переулок;

Калашный переулок;

Большой Кисловский переулок;

Крестовоздвиженский переулок;

улица Кузнецкий Мост;

1-й Люсиновский переулок;

3-й Люсиновский переулок;

улица Большая Молчановка;

Мясницкая улица;

Неглинная улица;

Никитский переулок;

улица Петровские Линии;

— Пушечная улица;

Рахмановский переулок;

Большой Ржевский переулок;

улица Рождественка;

Романов переулок;

Староваганьковский переулок;

улица Малая Якиманка.